Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Борис Игнатович

Друзья, во вторник, 24 декабря, музей будет закрыт.

Борис Игнатович
В рамках программы «Классики российской фотографии»

Борис Игнатович. Молодость.
1937. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Борис Игнатович. Многоуровневый пандус. Москва, 1930. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Борис Игнатович. Духовой оркестр общества «Динамо» на Красной площади. Москва, 1926. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Борис Игнатович. Семья. Ростовский народный театр драмы имени Горького. Ростов-на-Дону, не ранее 1935. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Борис Игнатович. У входа в Эрмитаж. Ленинград, 1931. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Борис Игнатович. Подводы с зерном.
СССР. 1930-е. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Борис Игнатович. Пионеры и беспризорники. 1 мая 1927. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Борис Игнатович. Поэт Владимир Маяковский на Красной площади. Москва, 1 мая 1928. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Борис Игнатович. «Нет таких крепостей...». Москва. [1931]. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Борис Игнатович. Чаепитие в Раменском. Москва, 1928. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Борис Игнатович. Контроллеры (Освобождаемся от иностранной зависимости). Москва, 1930. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва Борис Игнатович. Первомай. Техника решает все. Москва, 1932. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Борис Игнатович. Молодость. 1937. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Борис Игнатович. Многоуровневый пандус. Москва, 1930. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Борис Игнатович. Духовой оркестр общества «Динамо» на Красной площади. Москва, 1926. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Борис Игнатович. Семья. Ростовский народный театр драмы имени Горького. Ростов-на-Дону, не ранее 1935. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Борис Игнатович. У входа в Эрмитаж. Ленинград, 1931. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Борис Игнатович. Подводы с зерном. СССР. 1930-е. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Борис Игнатович. Пионеры и беспризорники. 1 мая 1927. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Борис Игнатович. Поэт Владимир Маяковский на Красной площади. Москва, 1 мая 1928. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Борис Игнатович. «Нет таких крепостей...». Москва. [1931]. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Борис Игнатович. Чаепитие в Раменском. Москва, 1928. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Борис Игнатович. Контроллеры (Освобождаемся от иностранной зависимости). Москва, 1930. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Борис Игнатович. Первомай. Техника решает все. Москва, 1932. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Москва, 25.10.2019—23.11.2019

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Куратор: Анна Зайцева
Куратор: Анна Зайцева

Свернуть

О выставке

Борис Игнатович
В рамках программы «Классики российской фотографии»

25 октября 2019 — 26 января 2020

Корпоративный попечитель музея: Норникель
Куратор: Анна Зайцева

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Бориса Игнатовича — классика российской фотографии, одного из пионеров советского авангарда 1920–30-х годов и участника легендарной группы «Октябрь» — Всероссийского объединения работников новых видов художественного труда, в которое входили Александр Родченко, Александр Дейнека, Сергей Эйзенштейн, Александр Веснин и др. Выставка в МАММ демонстрирует более 70 работ Игнатовича, относящихся к самому яркому, авангардному периоду его творчества.

Борис Игнатович родился 4 апреля 1899 года в Слуцке. До начала Первой мировой войны учился в гимназии в городе Лодзь, а затем в гимназии Луганска. В марте 1917 года, за два месяца до получения аттестата зрелости, Игнатович был исключен из Луганской гимназии за издание рукописного журнала «Шантрапа» и участие в революционных беспорядках. Игнатович уехал в Петроград, где в то время в Морском инженерном училище проходил обучение его брат. В 1918 году закончил Выборгскую гимназию с серебряной медалью и вернулся в Луганск, устроившись редактором-стажером в газету «Северо-Донецкий коммунист». Во время Гражданской войны Игнатович делал очерки и репортажи для харьковской газеты «Красная звезда», а после ее окончания был редактором московской газеты «Горняк», откуда был уволен за публикацию якобы непроверенных «рабкоровских писем» читателей из провинции.

Переехав в Ленинград, Борис Игнатович стал заведующим редакций юмористических журналов «Дрезина», «Смехач» и «Бузотер», где в то время работали Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Михаил Зощенко и др. Там же Игнатович познакомился с известным художником-иллюстратором Владимиром Лебедевым, благодаря которому всерьез увлекся фотографией. Весной 1923 года ему подарили складной карманный фотоаппарат «Кодак», и Борис Игнатович попросил пришедшего в редакцию друга, Михаила Зощенко, немного попозировать ему на улице. Так появился первый репортажный снимок фотографа, на котором писатель-сатирик покупал яблоки около редакции «Смехача».

В 1925 году Игнатович перебрался в Москву, где был назначен заведующим редакцией журнала «Рабочая неделя» — иллюстрированного приложения газеты «Труд». Все свободное время Борис Игнатович посвящал занятиям фотографией, изучая технику съемки, свойства оптики и способы обработки снимков. Он экспериментировал с разными типами оптики, часто используя широкоугольный объектив для портретной съемки, а длиннофокусный — во время съемки пейзажей. Для работ Игнатовича этого периода были характерны острый ракурс, непривычный угол съемки и «косой» горизонт, появившиеся под влиянием конструктивистских идей Александра Родченко.

В 1926 году Игнатович принял участие в своей первой выставке фотографического репортажа, организованной Ассоциацией московских фоторепортеров при Доме печати в Москве, а в 1927 году поступил на должность бильдредактора в известной в те годы московской газете «Беднота». Затем начал делать фоторепортажи по заказу журналов «Современная архитектура», «Советское фото» и легендарного литературно-художественного и политического журнала для рабочих «Даешь!», с которым сотрудничали известнейшие художники и писатели-авангардисты того времени.

В 1929 году Борис Игнатович принял участие в фотовыставке Общества друзей советского кино (ОДСК) в Москве, на которой во время развески экспозиции познакомился с Александром Родченко. В 1930 году Игнатович присоединился к группе «Октябрь», объединявшей, согласно уставу, «передовых художников, производственников в области архитектуры, индустриальных искусств, кинематографии, фотографии, живописи, графики и скульптуры», в которую входили Александр Родченко, Сергей Эйзенштейн, Дмитрий Дебабов, Александр Дейнека и др. Вместе с Александром Родченко Борис Игнатович руководил фотосекцией «Октября».

«Известно, что Игнатович прославился своими ракурсами, „упаковкой кадра“ и, естественно, крупными планами, — вспоминала Клавдия Игнатович, жена художника. — Его кредо: ничего лишнего в кадре и интересная точка съемки. Свои снимки он тщательно кадрировал уже во время съемки и очень редко — при печати... Он говорил: „Мы строим новую жизнь и должны снимать по-новому!“ Ученики Игнатовича крепко усвоили его науку: „упаковать и покосить“, то есть выполнить в кадре диагональную композицию».

В это же время Борис Игнатович пробует себя в кинематографе в качестве оператора. В 1930 году по сценарию Эсфири Шуб на киностудии «Союзкинохроника» он снял киноочерк «Сегодня», а также участвовал в создании одного из первых звуковых фильмов «Олимпиада искусств». В 1931 году начал сотрудничать с журналом «СССР на стройке», для специального выпуска которого выполнил уникальную аэрофотосъемку Ленинграда с самолета-разведчика Р-5.

В 1931 году в московском Доме печати была организована самая представительная выставка группы «Октябрь», ставшая мишенью для разгромной критики на страницах главного фотографического журнала страны «Пролетарское фото». Группу обвинили в формализме, а ее участники были названы «отступниками от пролетарского метода в фотоискусстве». Травля, достигшая своего апогея в 1932 году, привела к роспуску группы «Октябрь» и вынудила Бориса Игнатовича отойти от идей авангарда.

В середине 30-х Игнатович работал кинооператором «Союзкинохроники», сняв документальный очерк «Как работают Кукрыниксы», делал фоторепортажи для «Правды», «Рабочей газеты», «Комсомольской правды», «Огонька», «Смены» и «Советского фото». В конце 1930-х годов большую известность приобрела созданная фотографом «Бригада Игнатовича», в которую входили Елеазар Лангман, Лидия Бать, Ольга Игнатович, Елизавета Игнатович (сестры художника) и др.

В начале Великой Отечественной войны Борис Игнатович работал фотокорреспондентом «Боевого знамени» и Студии военных художников имени М. Б. Грекова. В 1944 году снимал «второй визит» Уинстона Черчилля к Иосифу Сталину в Москве, а в 1945 году — фотографировал маршала Жукова при подписании Потсдамской декларации.

В послевоенные годы Борис Игнатович был фотокорреспондентом издательства «Правда» и журнала «Огонек», работал фотохудожником в производственно-технических мастерских Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), где организовал лабораторию цветной фотографии. Руководил фотостудией на заводе «Серп и молот», а также вел секцию фоторепортажа в легендарном московском фотоклубе «Новатор». Борис Игнатович ушел из жизни 4 апреля 1976 года. Был похоронен на Рогожском кладбище в Москве.

В 1999 году МАММ показывал масштабную ретроспективу Бориса Игнатовича, приуроченную к 100-летию со для его рождения. Произведения Игнатовича неоднократно демонстрировались в рамках групповых выставок, организованных нашим музеем в России и за рубежом: «История Москвы глазами русских и зарубежных фотографов» (Москва, 1997); «Новый взгляд на российскую фотографию. 1910–1940. Между пикториализмом и конструктивизмом» (Москва, 2000); «Сезоны русской фотографии» (Милан, 2003); «Фотоэстафета. От Родченко до наших дней» (Москва, 2004); «Советская фотография 1920–1930-х годов. От пикториализма и модернизма до социалистического реализма» (Винтертур, 2004); «Советский фотомонтаж — 1917–1953» (Париж, 2006–2007); «Россия. XX век в фотографиях. 1918–1940» (Москва, 2012); «Военным фотографам посвящается. Территория Победы» (Москва, 2015); «Круг Родченко. Стильные люди» (Москва, 2015); «Отоваренная мечта» (Москва, 2016) и др.

При поддержке

Норникель

Генеральный радиопартнер

Серебряный дождь

Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia

Стратегический информационный партнер

ELLE


Информационные партнеры

Первый канал BURO Appolo RosPhoto The Vanderlust Русский пионер Photographer.ru Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Crocus TV Арт-Гид The Village