Чарли Чаплин. Скетинг-ринг (1916). © Bubbles Inc., предоставлено NBC Photographie, Париж
Здание студии Чаплина, Лос-Анджелес. Чарли Чаплин переворачивает первый кусок дерна. (Ноябрь 1917). © Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж
Боксируя с актером Маком Свайном к его костюме к фильму «Золотая лихорадка». Рефери – настоящий боксер Кид МакКой. (1923-1925). © Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж
Чарли позирует (около 1915). © Bubbles Inc., предоставлено NBC Photographie, Париж
Чарли позирует (около 1915). © Bubbles Inc., предоставлено NBC Photographie, Париж
Чарли Чаплин. Бегство в автомобиле (1915). © Из Архива Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж
Чарли Чаплин. Пилигрим (1922). © Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж
Чарли Чаплин. На съемках фильма «Новые времена» (1936). © Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж
Чарли Чаплин. «Новые времена» (1936). © Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж
Чарли Чаплин и его съемочная группа на съемках фильма «Новые времена» (1936). © Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж
Чарли Чаплин. «Великий диктатор» (1940). © Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж
Чарли Чаплин и Бастер Китон. Огни рампы (1952). © Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж
выставка завершилась
«Когда меня просят раскрыть секрет того, как я смешу зрителей, мне обычно становится неловко. Дело в том, что в моем умении рассмешить зрителей нет никаких тайн...» - Чарли Чаплин
Едва ли в истории кино найдется более узнаваемый персонаж, чем Чарли Чаплин. Котелок, усики, нелепая походка и тросточка — это может быть только Чаплин. Выставка в Мультимедиа Арт Музее, Москва представляет очередную попытку выяснить, кем же на самом деле был Чарльз Чаплин, актер, режиссер, художник-постановщик, заставивший весь мир смеяться.
От первой короткометражки «Детские автогонки в Венеции» до момента абсолютной славы и собственной студии, которая выпустила 70 полнометражных фильмов, — зритель на выставке становится свидетелем появления и развития персонажа Чаплина. Ведь в самом начале это был довольно дерзкий хитрец и авантюрист, которому ничего не стоило обокрасть друзей, ухлестнуть за женой соседа, а до нежного и безумно талантливого Бродяги Чаплину предстояло еще пройти долгий путь. Редкий документальный материал (на выставке представлены фотографии из архивов кинокомпаний, где работал Чаплин, фрагменты его личного фото- и видеоархивов) свидетельствует о всех этапах становления персонажа, при этом из поля кураторского зрения не уходит и биография реального Чарльза Чаплина со всевозможными перипетиями: судебными разбирательствами, лишением американской визы, активной гражданской позицией, политическими убеждениями и т.д.
Выставка состоит из шести основных разделов, каждый из которых представляет отдельный сюжет, проявляющий настоящего Чаплина, актера и человека, и зритель получает редкую возможность самостоятельно разобраться в том, как и когда появляется экранный образ Чаплина, какие приемы он использовал, чтобы создать комический эффект, насколько разносторонним был его талант, позволявшим быть «всем» в своих фильмах: режиссером, постановщиком, актером, композитором, продюсером. Так, например, раздел «Хореография движения» целиком посвящен особой пластике Чаплина, его движения больше походили на танец, а их последовательность чуть ли не на авангардный балет. Великий русский танцовщик Вацлав Нижинский, с которым познакомился с Чаплиным, искренне восхищался его «танцем», Чаплин же называл Нижинского «одним из немногих настоящих гениев», которых он видел в жизни. Вообще присутствие Чаплина в «высокой» авангардной культуре представляет один из самых любопытных сюжетов на выставке: так, например, Маленький Бродяга стал главным действующим персонажем в сценарии, написанным Фернаном Леже для одной из частей легендарного «Механического балета», художники неоднократно обращались к образу Чарли, который обладал не только символической, но и чисто пластической силой: на рисунках Леже фигура распадается, снова собирается, очертания силуэта поддаются кубистическому распаду.
Чаплин, как будто шутя, прочно вошел в «тело» культуры ХХ века, стал его неотделимой частью. Он не только изобрел новый тип юмора, создал собственную режиссерскую школу, но и сумел превратить свой образ в символ, который продолжает мерцать сквозь историю, по-прежнему заставляя людей смеяться.
Чарли Чаплин родился в Лондоне 16 апреля, 1889 года. В двадцать лет он, в составе труппы мюзик-холла Фреда Карно, отправился в США, где обратил на себя внимание Мака Сеннета, главы студии Keystone.
Его первая короткометражка «Зарабатывая на жизнь» была сделана в 1914 году, а во второй картине «Детские гонки в Венеции» уже появился Чарли Маленький Бродяга. Между 1914 и 1923 годами Чаплин создал более 70 короткометражных фильмов.
После завершения съемок «Золотой лихорадки» в 1925 году Чаплин стал работать в более размеренном ритме и сосредоточился на создании полнометражных картин. С 1925 по 1967 год он снял восемь фильмов, среди которых «Цирк» (1928), «Огни большого города» (1931), «Новые времена» (1936), «Великий диктатор» (1940) и «Огни рампы» (1952).
Будучи изначально актером, Чаплин постепенно стал режиссером и продюсером своих фильмов, к которым также сам сочинял музыку.
Чарли не всегда был грустным, одиноким и очень человечным маленьким бродягой, с которым он сегодня ассоциируется у большинства зрителей. Напротив, Чарли, впервые появившийся на экране в 1914 году, был не слишком симпатичным персонажем, с отчетливо прослеживаемым интересом к жене соседа и к собственности друзей, который вдобавок любил мерзкие проделки и мог украдкой наподдать кому-нибудь при первой возможности. И только в фильме «Малыш» (1921) герой стал меняться.
На пике славы Чаплин стал выражать свое отношение к разным социальным проблемам, и, начиная с 1930х годов, его фильмы часто содержали в себе общественно-политическую критику. Это стало началом процесса постепенного отчуждения от зрительской аудитории.
В 1952 году, будучи на корабле, направляющимся в Англию, Чаплин узнал, что ему не продлят американскую визу. С тех пор он обосновался в Швейцарии вместе с последней женой Уной и восемью детьми. Он умер в городе Вевей 25 декабря 1977 года.
Выставка организована при поддержке Chaplin Association,
совместно с Cineteca del Comune di Bologna – проект Чаплин и MK2.