Cтудия Надара. Клео де Мерод (полное имя Клеопатра-Диана де Мерод), танцовщица Парижской оперы. 1894. © Ministère de la Culture et de la Communication - France / Médiathèque de l’Architecture et du Patrimoine / Dist Rmn
Надар (настоящее имя Гаспар-Феликс Турнашон). Жорж Санд, ок. 1865. © Ministère de la Culture et de la Communication - France / Médiathèque de l’Architecture et du Patrimoine / Dist Rmn
Надар (настоящее имя Гаспар-Феликс Турнашон). Феликс Надар, ок. 1865. ©Ministère de la Culture et de la Communication - France / Médiathèque de l’Architecture et du Patrimoine / Dist Rmn
Надар (настоящее имя Гаспар-Феликс Турнашон). Шарль Бодлер, ок. 1860. © Ministère de la Culture et de la Communication - France / Médiathèque de l’Architecture et du Patrimoine / Dist Rmn
Надар (настоящее имя Гаспар-Феликс Турнашон). Гюстав Доре, ок. 1855. © Ministère de la Culture et de la Communication - France / Médiathèque de l’Architecture et du Patrimoine / Dist Rmn
Студия Надара. Сара Бернар в роли Пьеро в пантомиме «Пьеро-убийца», дворец Трокадеро.1883. © Ministère de la Culture et de la Communication - France / Médiathèque de l’Architecture et du Patrimoine / Dist Rmn
Студия Надара. Альбер Брассёр в постановке «Адам и Ева», театр Новинок. 1886. © Ministère de la Culture et de la Communication - France / Médiathèque de l’Architecture et du Patrimoine / Dist Rmn
Студия Надара. Нолетт в постановке «Адам и Ева», театр Новинок. 1886. © Ministère de la Culture et de la Communication - France / Médiathèque de l’Architecture et du Patrimoine / Dist Rmn
Студия Надара. Господин Гобен (в роли Соловья) в постановке «Красное яйцо», театр Фоли-Драматик. 1890. © Ministère de la Culture et de la Communication - France / Médiathèque de l’Architecture et du Patrimoine / Dist Rmn
Студия Надара. Вотье и Жанна Гранье (Юпитер и Эвридика) в постановке «Орфей в аду», театр Гете. 1887. © Ministère de la Culture et de la Communication - France / Médiathèque de l’Architecture et du Patrimoine / Dist Rmn
Студия Надара. Актрисы ревю «Париж Бульвар», театр Новинок. 1888. © Ministère de la Culture et de la Communication - France / Médiathèque de l’Architecture et du Patrimoine / Dist Rmn
Студия Надара. Мадемуазель Лантельм в постановке «Принц Солнца», театр Шатле. 1889. © Ministère de la Culture et de la Communication - France / Médiathèque de l’Architecture et du Patrimoine / Dist Rmn
выставка завершилась
В рамках Девятой московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии 2015» МАММ представляет выставку «Феликс и Поль Надары. Каприз и традиция», рассказывающую о творчестве знаменитого французского фотографа, карикатуриста, писателя и воздухоплавателя Гаспара Феликса Турнашона (1820-1910), известного миру под псевдонимом Надар, а также его сына и преемника — Поля Надара (1856-1939). Выставка создана на основе архивов французской Медиатеки архитектуры и культурного наследия (Médiathèque de l’architecture et du patrimoine), в которой хранится множество негативов Феликса и Поля Надаров.
По сути, это история зарождения нового художественного жанра — фотографического портрета, появлению которого мы во многом обязаны Феликсу Турнашону, или Надару. Во Франции он — настоящая легенда. Наделенный невероятной энергией, он был звездой эпохи, непримиримым республиканцем и яростным противником Империи, блестящим карикатуристом, вращавшимся в журналистских кругах и дружившим с самыми знаменитыми художниками и артистами своего времени, снимки которых в 50-е годы XIX века и принесли Надару мировую известность. Во времена Второй империи фотоателье на улице Сен-Лазар, в котором творил Надар, стало особой точкой притяжения для парижской богемы.
В то же время это — история становления фотоателье как бизнес-проекта. В конце 80-х годов XIX века, когда управление ателье перешло к сыну фотографа Полю Надару, благодаря появлению более совершенной фототехники, позволяющей создавать моментальные снимки, производство портретов стандартизировалось и встало на коммерческие рельсы. Демократичные фантазии Надара-младшего сменили вдохновенную суровость Надара-старшего, активность сына затмила творчество отца. Однако их роли в истории несопоставимы. Феликс был величайшим художником. Поль — предпринимателем, сумевшим адаптировать коммерческую деятельность ателье к глубоким изменениям в обществе. Между 1850 годом и так называемой «прекрасной эпохой» визуальные каноны полностью изменились: произошел переход от экспериментальной фотографии к коммерческой практике. Поменялось и само окружение: романтическая богема уступила место Парижу водевилей.
Выставка «Феликс и Поль Надары. Традиция и каприз» — попытка переосмыслить общепринятый взгляд на наследие ателье Надара и эпоху, в которую он работал. Фотостудия в данном случае предстает как место встречи «нормы» и эксцентричности: снимки знаменитостей и парадные портреты соседствуют здесь с миром театра — с его гримасами, костюмами, позами и жестами. Выставка устанавливает связь между двумя, казалось бы, разнонаправленными векторами портретного жанра, предлагая взглянуть на них по-новому и обнажая особые отношения членов воображаемого общества с объективом фотоаппарата — будь то съемка «великих людей» или «живых картин».