Джон Рафман. Из проекта Джона Рафмана «Девять глаз Google Street View», 2008–2012. Цифровой отпечаток. Собрание Джона Рафмана, Монреаль
Джон Рафман. Набережная 9 Мая, 58, Бари, Апулия, Италия. Из проекта Джона Рафмана «Девять глаз Google Street View», 2008–2012. Цифровой отпечаток. Собрание Джона Рафмана, Монреаль
Джон Рафман. Оушен Фронт Уок, 1576, Лос-Анджелес, штат Калифорния, США. Из проекта Джона Рафмана «Девять глаз Google Street View», 2008–2012. Цифровой отпечаток. Собрание Джона Рафмана, Монреаль
Джон Рафман. Парк Астерикс, Плайи, Франция. Из проекта Джона Рафмана «Девять глаз Google Street View», 2008–2012. Цифровой отпечаток. Собрание Джона Рафмана, Монреаль
выставка завершилась
Манежная площадь, д. 1 (
www.moscowmanege.ru
В 2007 году ккорпорация Google отправила электромобили, оснащенные навигаторами GPS, лазерными сканерами и штативом с девятью камерами, в путешествие по семи континентам. Задачей этой многочисленной флотилии автомобилей было «структурировать информацию со всего мира, сделать ее доступной и полезной для всех».
В 2008 году Джон Рафман начал собирать кадры Google Street View, и результатом увлекательного процесса изучения фотографом нового виртуального мира стал проект «Девять глаз Google Street View». Мир, оказавшийся в сфере объектива Google, представляется правдивым и прозрачным, благодаря той серьезной роли, которую играет в нем реальная действительность; это восприятие, построенное на нейтральном, непредвзятом воспроизведении происходящего. Подобный способ съемки создает такой же культурный контекст, как и любой другой, он определённым образом организует пространство, а художники и кураторы, обращаясь к огромному корпусу снимков, сделанных запрограммированной машиной, выстраивают собственные интерпретации беспристрастных фактов.
Джон Рафман:
С самого начала меня привлекла живая, любительская эстетика этих сырых кадров. Проект Google Street View отличался той непосредственностью, которая, как мне казалось, раньше присутствовала в фотографии, посвященной повседневной городской жизни. Схватывая все как бы нейтрально, снимки этого проекта имели спонтанный характер, независимый от чувств и конкретных установок живого фотографа.
В панорамной съемке я могу увидеть неприкрашенный образ городской жизни, так что она напоминает мне грубоватую и прямолинейную американскую «уличную» фотографию. Или я могу рассматривать изображения сельской местности США, близкие по стилю к тем, которые когда-то заказывала Администрация по защите фермерских хозяйств во время Депрессии. Я могу найти «идеальные почтовые открытки» или сюжеты того, что Картье-Брессон назвал «решающим мгновением», как если бы я был фотожурналистом, немедленно реагирующим на происходящее событие. Или я могу найти случайные кадры, которые будут напоминать мне постановочные композиции Джеффа Уолла. А в другой раз мною овладевала ностальгия — я был во власти тех эмоций, которые вызывают старинные семейные фотографии. Будущий историк, возможно, захочет изучить архитектуру обреченного на снос северного пригорода Парижа. Если Google примет такое решение, то тщательное сохранение этих панорамных видов может напомнить нам о еще одной функции фотографии — защите культурных и исторических памятников.
Фотографии, сделанные сервисом Google Street View, отдают должное достоинствам современного мира и одновременно критикует его. Было бы абсурдно отрицать способность Google влиять на наше восприятие реальности, но куратор, выбирая определенные кадры среди прочих, хочет напомнить о человечности. Художник/куратор, как бы настаивая на важности взгляда в контексте этого проекта, осознает всю боль и бессилие, связанное с ощущением собственной незначительности. Он бросает вызов имперским амбициям Google и подвергает сомнению право компании быть ведущим источником в формировании наших знаний и восприятия.
Фотограф Джон Рафман живет и работает в Монреале. Его работы находятся в коллекции Музея Искусств DeVos (Мичиган, США), а также включены в Коллекцию Гетти (Лос-Анджелес, США). За последние несколько лет его фотографии выставлялись на международном фестивале «Фотографические встречи в Арле» (2011), в Центре Современного Искусства в Риме (2011), Новом Музее, Нью-Йорк (2010), а также во многих галереях США, Канады и Европы.