МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»

Василий Улитин
Элегия

Василий Улитин. Без названия. 1930 Василий Улитин. Без названия. 1930 Василий Улитин. Без названия. 1930 Василий Улитин. Без названия. 1924 Василий Улитин. Без названия. 1930 Василий Улитин. Без названия. 1930 Василий Улитин. Без названия. 1930

Василий Улитин. Без названия. 1930

Василий Улитин. Без названия. 1930

Василий Улитин. Без названия. 1930

Василий Улитин. Без названия. 1924

Василий Улитин. Без названия. 1930

Василий Улитин. Без названия. 1930

Василий Улитин. Без названия. 1930

Москва, 13.12.2018—27.01.2019

до начала выставки — 1 день

Поделиться с друзьями




Куратор Елена Мисаланди
Куратор Елена Мисаланди

Свернуть

О выставке

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВЫСТАВКУ

Василий Улитин
Элегия

Куратор: Елена Мисаланди
При поддержке Норникель

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку одного из самых ярких представителей русского пикториализма — Василия Улитина (1888–1976).

Пикториализм (от англ. pictorial — живописный) как течение возник в европейской и американской фотографии конца XIX — начала ХХ вв. Представители этой школы ставили своей целью максимальное приближение фотографического отпечатка к живописному полотну, для чего фотографы использовали мягкорисующие объективы, например, монокль, фильтры, практиковали различные типы так называемой благородной печати —бромойль, гуммиарабик и другие.

В России пикториальная фотография появилась чуть позднее, и работы ее мастеров: Алексея Мазурина, Николая Петрова, Сергея Лобовикова — сразу получили международное признание. Исчезнувший с мировой художественной арены к середине 1910-х годов пикториализм продолжал жить в русской фотографии и после Октябрьской революции 1917 года.

Его представители — Юрий Еремин, Александр Гринберг, Николай Андреев, Николай Свищов-Паола, Василий Улитин, не вписавшиеся в новые общественно-политические условия, в своем творчестве оказывали, цитируя Ольгу Свиблову, «тихое сопротивление» наступившему миру, пытались сохранить художественную традицию, в рамках которой они достигли успеха и признания. В таких разных, таких непохожих художниках советская власть видела угрозу идеологическим основам государства. Фотографов, снимавших пейзажи, обнаженную натуру, деревенский быт, портреты, обвиняли в любовании «остатками дореволюционной культуры дворянских усадеб и архитектуры старой Москвы», и во второй половине 1930-х русская пикториальная школа была разгромлена.

В выставку «Василий Улитин. Элегия» вошли 90 контрольных отпечатков в авторской печати. Это съемка, уложившаяся в одно десятилетие — с начала 1920-х по 1930-й год. «Крохотки» вряд ли предназначались для экспонирования, скорее, были рабочим материалом фотографа. Но даже эти черновые наброски Улитин печатал с таким же тщанием и виртуозным мастерством, что и свои большие работы, выставлявшиеся на международных салонах. Круг тем — традиционный для художника-пикториалиста: пейзажи, смена времен года, крестьянские работы, никаких примет «нового» времени, только в одной работе на дальнем плане — ниточка поезда. Все потрясения ХХ века — войны и революции — оказались за кадром. Улитин, как и его соратники-пикториалисты, отстаивал право на следование своей эстетике, своей картине мира.

Василий Улитин родился в Серпухове в семье книготорговца; с детства занимался живописью, сначала у местного художника Ващенко, затем в студии Н. Григорьева. В 1905 году окончил Московское коммерческое училище, в 1907 — химико-техническое училище в Костроме по специальности колорист, в 1909 — Пражский институт графических искусств. Тогда же Улитин поступил в московскую цинкографию И. Сытина, через два года перешел в знаменитое фотоателье Константина Фишера.

В 1915 году Василий Улитин стал соучредителем (вместе с известными фотографами Г. Труновым, Н. Свищевым-Паолой) Первого Всероссийского общества фотографов-профессионалов. С 1918 года преподавал в Петроградском фотоинституте; с 1919 года был фотографом Высшей автобронетанковой школы.

1920-е годы — самое плодотворное время для Улитина-фотографа: он много снимает, ездит с мастерами пикториальной школы (Ю. Ереминым, П. Клепиковым, А. Гринбергом) в экспедиции в Крым, на русский Север; его работы участвуют в международных выставках, где отмечены наградами — профессионалы и зрители высоко ценили безупречное мастерство художника, его свободное владение разными техниками фотопечати. Он принимает участие в работе Московского отделения Русского фотографического общества, работает в редколлегии журнала «Фотограф», много пишет для этого издания.

В 1931 году его приглашают преподавателем в Московский полиграфический институт, он читает курсы «Цинкография» и «Основы фотокомпозиции».

В 1942 году Василий Улитин был обвинен в клевете на советскую власть, осужден на десять лет лагерей, которые были заменены впоследствии пятнадцатилетней ссылкой в Балахну Горьковской области. В Москву он вернулся в середине 1950-х.

Стратегический партнер музея

Норникель

Генеральный радиопартнер

Серебряный дождь

Стратегический информационный партнер

InStyle


Информационные партнеры

Первый канал The Village RosPhoto The Vanderlust Русский пионер

Photographer.ru Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Bleek-magazine.ru Арт-Гид



Привелегии для абонентов Tele2