Андрей Бильжо. Графический автопортрет № 1. 2002. Бумага, тушь. Предоставлено автором
Андрей Бильжо. Сосиски с зелёным горошком. Из серии «Еда». 2005. Одноразовая тарелка, цветные карандаши
Андрей Бильжо. Треска. Из серии «Еда». 2005. Одноразовая тарелка, цветные карандаши
Андрей Бильжо. Тефтели. Из серии «Еда». 2005. Одноразовая тарелка, цветные карандаши
Андрей Бильжо. Из серии «ЧБ». 1985-2012. Бумага, тушь. Предоставлено автором
Андрей Бильжо. Из серии «Мои классики. Мой Горький А.М.». 1993-2012. Бумага, фломастер. Предоставлено автором
выставка завершилась
Андрей Бильжо — автор более десятка книг, часть из которых — только с рисунками, а часть — с рисунками и текстами. Художник, карикатурист, в прошлом врач-психиатр и даже кандидат медицинских наук. Автор разных сериалов мультфильмов. Лауреат всевозможных премий, к которым, впрочем, относится хладнокровно. Член творческих союзов, к членству в которых тоже относится спокойно. На протяжении 15 лет карикатуры Бильжо регулярно появлялись на страницах газеты «Коммерсантъ» и других изданий этого издательского дома.
Петрович, по словам его создателя, — это «странное несущество, порой наивное, порой доброе, порой злое, порой агрессивное, порой обидчивое, порой веселое, часто битое, часто обманутое, но живущее в нашей стране от СССР, через период, как-то названный мной промежностью (это между СССР и временем, которое уже наступило, но назвать которое как-то пока не поворачивается язык)». Собирательный образ обывателя, живущего в узнаваемой реальности постсоветской России.
Уже более двадцати лет «Петрович живет себе назло всем и не перестает радоваться жизни, невзирая ни на что». За эти годы вокруг него сложился особый и очень разнообразный мир, который продолжает постоянно развиваться, усложняться и насыщаться новыми событиями, вещами и подробностями.
Это не только «Происшествия»
«Флобер как-то сказал: „Мадам Бовари — это я“. Так же и я могу сказать: „Петрович — это я“. Это мое восприятие жизни и языка, каких-то новых слов, мои идиомы и каламбуры», — признался Андрей Бильжо в одном из своих интервью. Подобные «личностные» отсылки свойственны и другим его работам.
Так, серия «Острота зрения»
О непрерывности творческого процесса, о его неотделимости от повседневной жизни — серия «ЧБ», которая тоже будет показана на выставке в МАММ: она составилась из рисунков и набросков, которые Бильжо делал во время телефонных разговоров и разговоров вообще — иногда на мелких клочках бумаги.
«Андрей Бильжо и по своим эстетическим воззрениям, и по широте жанрового репертуара, и по самой личностной структуре идеально соответствует представлениям о современном художнике как о человеке, живущем во все расширяющемся мире знаков, символов, эмблем, случайных слов и невнятных визуальных образов, понимая при этом, что их содержательное наполнение нуждается в постоянных художнических усилиях». (Лев Рубинштейн).