Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Владимир Янкилевский - Героический монумент

Владимир Янкилевский
Героический монумент

Владимир Янкилевский. Автопортрет. 1999. Цветной картон, цветная бумага, бумага, карандаш, масляная пастель, тушь, фломастер, цветные карандаши, коллаж. Собрание Шалвы Бреуса Владимир Янкилевский. Точки зрения. II. Из цикла «Город». 1996. Бумага, пастель, карандаш, коллаж. Собрание семьи художника Владимир Янкилевский. В тюрьме. Из цикла «Люди в ящиках». 1992. Цветная бумага, цветной карандаш. Собрание семьи художника Владимир Янкилевский. Бытие и вечность. 1997. Дерево, оргалит, картон, масло, акрилик, тушь, ассамбляж. Собрание Шалвы Бреуса Владимир Янкилевский. Семья. Из цикла «Город». 2006. Бумага, карандаш.
Собрание семьи художника Владимир Янкилевский. Героический монумент. Из цикла «Люди в ящиках». 1994. Бумага, пастель, тушь. Частное собрание

Владимир Янкилевский. Автопортрет. 1999. Цветной картон, цветная бумага, бумага, карандаш, масляная пастель, тушь, фломастер, цветные карандаши, коллаж. Собрание Шалвы Бреуса

Владимир Янкилевский. Точки зрения. II. Из цикла «Город». 1996. Бумага, пастель, карандаш, коллаж. Собрание семьи художника

Владимир Янкилевский. В тюрьме. Из цикла «Люди в ящиках». 1992. Цветная бумага, цветной карандаш. Собрание семьи художника

Владимир Янкилевский. Бытие и вечность. 1997. Дерево, оргалит, картон, масло, акрилик, тушь, ассамбляж. Собрание Шалвы Бреуса

Владимир Янкилевский. Семья. Из цикла «Город». 2006. Бумага, карандаш. Собрание семьи художника

Владимир Янкилевский. Героический монумент. Из цикла «Люди в ящиках». 1994. Бумага, пастель, тушь. Частное собрание

Москва, 18.09.2019—8.12.2019

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Кураторы: Ольга Свиблова, Анна Зайцева
Соорганизатор выставки: Международный культурный фонд Breus Foundation
Кураторы: Ольга Свиблова, Анна Зайцева
Соорганизатор выставки: Международный культурный фонд Breus Foundation

Свернуть

О выставке

Владимир Янкилевский
Героический монумент

18 сентября 2019 — 17 ноября 2019

Кураторы: Ольга Свиблова, Анна Зайцева
Соорганизатор выставки: Международный культурный фонд Breus Foundation

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Героический монумент» одного из самых значительных художников советской неофициальной культуры, классика российского и мирового современного искусства Владимира Янкилевского.

Владимир Янкилевский родился 15 февраля 1938 года в семье художника Бориса Янкилевского. В 1950 поступил в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ) при Институте им. Сурикова. В 1962 году окончил Московский полиграфический институт по специальности художник книги.

В 1962 году в Манеже состоялась печально знаменитая выставка «30 лет МОСХ», устроенная Академией художеств. Также на ней были представлены работы участников студии Белютина и других молодых художников, искавших новый художественный язык самовыражения, в том числе и 24-летнего Владимира Янкилевского. Хрущев, заранее накрученный «советниками», дал крайне резкую оценку этой выставке. Скандал в Манеже привел к тому, что несколько поколений художников на долгие годы лишились возможности публично выставлять свои работы. Выставка в Манеже запустила механизм становления феномена, который позже получит название «неофициальная культура» или «советский андеграунд».

По иронии судьбы, именно благодаря хрущевской «оттепели», слегка приподнявшей «железный занавес», Владимир Янкилевский, как и многие художники его поколения, получил возможность познакомиться с творчеством звезд мирового искусства и переосмыслить то, чему учила советская «академическая» школа живописи. Выставка Пабло Пикассо 1956 года в Пушкинском музее, выставки современного искусства в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года, знакомство с французским искусством конца XIX — начала XX века инспирировали его собственные художественные поиски. Позже, в «Попытке творческой автобиографии» Владимир Янкилевский писал: «Академическая школа консервативна и ограничена. Она считает определенный и конкретный период в искусстве высшим и незыблемым достижением и учит подражанию его образцам, игнорируя тот факт, что новая реальность рождает и новый реализм, откуда и происходит вечное обновление и развитие искусства… В определенном смысле это официальное искусство было зеркалом официальной жизни, ее лживости, выдавания желаемого за действительное, косности, демагогичности с эстетически приукрашенным фасадом. По официальному искусству можно было диагностировать болезнь общества».

В отличие от многих художников своего поколения и своего круга, Янкилевский не просто искал способ передать через искусство свое отношение к действительности, он интересовался глобальными метафизическими проблемами, традиционно пронизывавшими всю историю искусства: жизнь и смерть, божественное и дьявольское, нравственное и безнравственное, временное и вечное. Уже в работах 1962 года, представленных в Манеже: пентаптихе «Атомная станция», «Триптихе № 2» и серии «Тема и импровизация», он создает универсальную структуру картины как модели бытия. В «Триптихе № 2» Владимир Янкилевский имплантирует в живописную ткань работы открытки-репродукции его любимого художника эпохи Кватроченто Пьеро делла Франческа. Раннее Возрождение, интриговавшее Янкилевского прежде всего множественностью перспектив, соединяющихся в одном произведении, безусловно повлияло на формирование его художественного универсума.

С самого начала молодой художник стремился найти необходимые образы-формы, позволявшие выразить его личные переживания и понимание мира. Этому очень помогла встреча с выдающимся педагогом Элием Белютиным, который в 1958 году преподавал в Полиграфическом институте. Одиннадцати занятий (один академический год) оказалось достаточно, чтобы заложить базу для дальнейшего самостоятельного развития художественной вселенной и собственного уникального пластического языка Владимира Янкилевского.

Проект в МАММ — своеобразная реконструкция выставки Владимира Янкилевского Monument heroïque («Героический монумент»), которая состоялась в 1994 году в Париже в Центре современного искусства La Base, основанном Оливье Мораном. Эта выставка была очень важна для художника, потому что позволяла свести воедино все основные структурные элементы, циклы, серии и векторы вселенной Янкилевского. Формирование его художественного космоса происходило очень быстро и невероятно интенсивно, между 1960-ми и 1970-ми годами. Именно в этот период появляются циклы «Тема и импровизация», «Пространство переживаний», «Анатомия чувств», «Автопортреты», «Мутанты», «Люди в ящиках». Каждый из этих циклов художник будет развивать на протяжении всей своей жизни. Важнейшей формой выражения для него станут коллажи, позволяющие из отдельных элементов строить целое, бесконечно варьируя и дополняя объем художественного мира Владимира Янкилевского. Свое творчество Янкилевский описывал так: «…процесс работы похож на джазовую импровизацию или фугу — сначала задается тема, потом играется импровизация. Это мир напряженной гармонии, но в нем есть место и абсурду, и анекдоту, которые отражают иррациональную сторону жизни, выходящую за рамки уже установившихся представлений о гармонии».

Центральное место в проекте «Героический монумент» занимает скульптура, восстановленная по чертежам художника и фотографиям с выставки 1994 года в центре La Base. Эта скульптура является развитием его монументального цикла «Люди в ящиках», рисунки к которому возникают у Янкилевского уже в 70-е годы. Этот цикл появляется после знаменитой инсталляции «Дверь» (1972), где артикулируется важнейшая для него тема столкновения пространств социума и экзистенциума, когда человек выступает и как носитель, и, одновременно, как жертва идеализма и абсурда. Для художника было важно, что скульптура «Героический монумент» выставляется в зале, где экспонируются его рисунки, гуаши, офорты и коллажи из всех серий, важнейшим элементом которых являются пейзажи с горизонтами (горизонт — системообразующий элемент мира космоса Янкилевского) — вечным фоном, на котором разворачивается трагедия бытия «людей в ящиках».

В структуру проекта «Героический Монумент» заложен конфликт противоборствующих начал и форм, в итоге приводящий к поиску гармонии, уравновешивающей хаос.

Появление серии «Автопортреты», над которой художник будет работать на протяжении всей своей жизни, было неслучайным. Автопортреты Владимира Янкилевского противоположны тому, как в этом жанре работало до него все мировое искусство. Они не имеют никакого внешнего сходства с портретируемым, но метафорически «раскрывают голову» художника и эксплицируют моменты его творческой деятельности. Можно сказать, что цикл «Автопортреты» развивает серию «Пространство переживаний». «Все произведения этого цикла имеют „горизонт“, как энергетический поток жизни, делящий вещь на „небо“ и „землю“», — рассказывал Янкилевский.

Творчество Владимира Янкилевского уникально и интересно тем, что, с одной стороны, ему присуща неистовая экспрессия и максимальное эмоциональное напряжение каждого художественного жеста, независимо от того, в какой технике работает художник: живопись, коллаж, рельеф, рисунок или скульптура; с другой стороны, его художественная система выстроена предельно интеллектуально. Конфликт, напряжение и гармония между эмоциональным и интеллектуальным началами в работах Владимира Янкилевского, попытка в каждом произведении запечатлеть универсальную структуру мироздания и превращение созданных работ в собственный художественный универсум, определяют то особое место, которое творчество Янкилевского занимает как в современном российском, так и в современном мировом искусстве. Не случайно Владимир Янкилевский был первым советским художником, чьи работы были закуплены в коллекцию Центра Жоржа Помпиду уже в первый год работы музея в 1977 году.

При жизни у Владимира Янкилевского было более 40 персональных выставок. Его работы находятся в собраниях крупнейших музеев и галерей мира, в том числе Центра Жоржа Помпиду (Париж), лондонской галереи Тейт Модерн, Музея Людвига (Русский музей, Санкт-Петербург), Национальной галереи в Праге, Музея изобразительных искусств Будапешта, Третьяковской галереи и др.

Владимир Янкилевский ушел из жизни незадолго до своего восьмидесятилетия. К сожалению, он не увидел своей ретроспективной выставки «Непостижимость бытия» в ММСИ, над которой он работал до последних дней. После него остался огромный объем работ, который ждет осмысления и позиционирования как в контексте российского, так и в контексте мирового современного искусства. Выставка в МАММ была бы невозможна без участия вдовы художника, его музы и соратницы — Риммы Солод. МАММ благодарит за помощь и поддержку в реализации проекта Международный культурный фонд Breus Foundation, который начал фундаментальную работу с творческим наследием Владимира Янкилевского.

Избранные персональные выставки Владимира Янкилевского:
2018 «Непостижимость бытия». Московский музей современного искусства
2013 Early Works. 1967–1961. Лондон, Aktis Gallery
2010 Anatomy of Feelings. Лондон, The Mall Galleries and Aktis Gallery
2009 Métamorphoses. Париж, Galerie Le Minotaure
2007 «Мгновение Вечности». Москва, Фонд культуры Екатерина и Санкт-Петербург, Русский музей
2002 Collagen. Бохум, Германия, Museum Bochum
2001 La femme à coté de la mer. Париж, Galerie Dina Vierny
1997 Pastels et Collages. Париж, Galerie Dina Vierny
1995-97 «Ретроспектива». Москва, Государственная Третьяковская галерея
1994 Monument heroïque. Париж, Centre d’Art contemporaine La Base
1992 Autoportraits. Париж, Galerie Dina Vierny
1992 Take a Train... Париж, Gallery Le Monde de l’Art
1991 Retrospective. Paris Art Center
1990 Pastels. Париж, FIAC, Galerie Dina Vierny
1990 People in Boxes. Нью-Йорк, США, Berman — E. N. Gallery
1988 Retrospective: Vladimir Jankilevskij. 1958–1988. Бохум, Германия, Museum Bochum
1988 Retrospective. Нью-Йорк, Сан-Франциско, США, Eduard Nakhamkin Fine Arts
1987 «Живопись и графика. Ретроспектива». Москва, Выставочный зал Горкома художников-графиков на Малой Грузинской
1978 «Ретроспектива». Выставочный зал Горкома художников-графиков на Малой Грузинской
1967 Однодневная выставка. Живопись. Москва, Физический институт АН СССР
1965 Однодневная выставка. Живопись. Москва, Институт биофизики АН СССР
1962 Однодневная выставка. Эрнст Неизвестный и Владимир Янкилевский. Московский государственный университет

Соорганизатор выставки

Международный культурный фонд Breus Foundation

Генеральный радиопартнер

Серебряный дождь

Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia

Стратегический информационный партнер

ELLE


Информационные партнеры

Первый канал Crocus TV BURO Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Русский пионер The Vanderlust RosPhoto Photographer.ru Art Узел
The Village