Альтобелли и Молинс. Ватикан. Фонтан на Пьяцца ди Сан Пьетро. 1860-1865. Альбуминовый отпечаток
Томмазо Куччони. Колизей. 1858. Альбуминовый отпечаток
Томмазо Куччони. Понте Сант Анжело и Замок Святого Ангела. 1860-е. Альбуминовый отпечаток
Томмазо Куччони. Арка Константина. 1860-е. Альбуминовый отпечаток
Джакомо Канева. Портрет девушки в традиционном итальянском костюме. 1850-е. Альбуминовый отпечаток
Альтобелли и Молинс. Ватикан. Интерьер Апостольская библиотека. 1860-e. Альбуминовый отпечаток
Томмазо Куччони. Вид на Форо Романо и Храм Сатурна. 1855. Альбуминовый отпечаток
Джакомо Канева. Портрет молодой пары в традиционных костюмах. 1850-е. Альбуминовый отпечаток
Ноэль-Мари-Пеймаль Леребур. Гравюра Martens sculps с дагерротипа (1839). Пьяцца дель Пополо. 1840-1842
Ноэль-Мари-Пеймаль Леребур. Гравюра A.Appert sculps с дагерротипа (1839). Вид на Кампо Ваччино. 1840-1842
Томмазо Куччони. Ватикан. Пьяцца ди Сан Пьетро. 1858. Альбуминовый отпечаток
Фредерик Флашерон. Форо Романо. 1849. Соленая бумага
выставка завершилась
МАММ представляет выставку «Grand Tour: Русская версия. Рим» из собрания Павла и Анастасии Хорошиловых
Куратор: Анастасия Короткова
В середине ХIХ века серии видовых фотографий играли почти ту же роль, что сегодня играют почтовые открытки. Любой путешественник мог приобрести изображение «на память», после чего снимки попадали в домашние альбомы или украшали стены гостиных, напоминая хозяевам о путешествиях.
Выставка, открывающаяся в МАММ, посвящена именно такому типу фотографий, она включает в себя серии видовых и архитектурных фотографий Рима и фотографии национальных типов, привезенных русскими путешественниками после «Гран тура» в Италию в середине ХIХ века. Grand Tour — обозначение для обязательных образовательных поездок в европейские столицы, принятое со времен эпохи Возрождения.
Притяжение Рима испытали на себе многие русские писатели, поэты, художники, историки и политические деятели, считавшие «Вечный город» своей второй родиной. Сохранилось большое число путевых дневников, писем и воспоминаний о посещении Рима. «Влюбляешься в Рим очень медленно, понемногу, но зато уж на всю жизнь», — писал Николай Гоголь (1838).
В первой половине XIХ века Рим становится культурной и художественной столицей Европы, и совсем не удивительно, что в конце 1840-х годов он стал и главным фотографическим центром. В поле зрения фотографов в первую очередь попадают пейзажи и памятники архитектуры. Не случайно, первая дагерротипная серия Ноэль-Мари-Пеймаль Леребура, снятая в 1839 и изданная 1841-1842 годах, посвящена, в том числе, и архитектуре Рима.
Интерес к открытиям, истории и древностям, стремление узнать другие народы и страны были характерны для середины XIХ века. Общая мода на все необычное, увлечение туризмом привело к появлению журналов, так или иначе использующих фотографию.
В Италии с 1850-х годов возникло огромное количество местных фотомастерских, хозяева которых рассчитывали заработать, прежде всего, на туризме. К шестидесятым годам каждый итальянский регион обзавелся своими «постоянными» фотографами. В Риме работали Альтобелли и Молинс, Томмазо Куччони и Джузеппе Нинчи, прославившиеся благодаря съемкам руин и архитектурных памятников. Местным мастерам составляли конкуренцию приезжие и иностранные фотографы: британцы Джеймс Андерсон и Роберто Риве, шотландец Роберт Макферсон и француз Фредерик Флашерон, которые стали известны своими снимками главных достопримечательностей и окрестностей города.
Кроме архитектурных видов, популярным сюжетом второй половины ХIХ века были также народные типажи, на которых специализировались итальянцы Джакомо Канева, Филиппо Белли и Иньяцио Куньони.
Серии фотографий, представленные на выставке, подобны подробному путеводителю, в число составителей которого вошли знаменитые фотографы. Благодаря их работам, мы можем прогуляться по местам русского Рима, увидеть город ХIХ века таким, каким он покорил наших знаменитых соотечественников.