Карло Найя. Вид на Библиотеку Марчиана, Кампанилу Сан Марко и Дворец Дожей. Венеция. 1875
Доменико Брезолин. Лестница Гигантов во внутреннем дворе Дворца Дожей. 1858
Карло Найя. Вид с Кампанилы Сан Марко на Гранд Канал. Венеция. 1870-е
Карло Понти. Гранд Канал. Венеция. 1860-е
выставка завершилась
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Grand Tour: Русская версия. Венеция» из собрания Павла и Анастасии Хорошиловых, включающую в себя серию видовых и архитектурных фотографий города на воде. Это третья серия проекта «Grand Tour. Русская версия». Две предыдущие выставки, посвященные старой фотографии Рима и Неаполя, проходили в МАММ в декабре и феврале и вызвали огромный интерес публики.
Куратор: Анастасия Короткова
По выражению Иосифа Бродского, Венеция — «это город для глаз; остальные чувства играют здесь еле слышную вторую скрипку». Вместе с тем, сегодня нам крайне сложно увидеть Венецию «как таковую»: наше восприятие обусловлено создаваемыми на протяжении многих веков художественными образами, формирующими «венецианский миф» с его множеством аллюзий и ассоциаций. Причудливо соединяя прошлое и настоящее, этот город всегда был окутан атмосферой загадочности, которая привлекала литераторов, художников, интеллектуалов и путешественников со всех концов мира.
Венеция почти не менялась в течение трех столетий. Благодаря огромным пожертвованиям венецианских купцов, город приобрел неповторимый архитектурный облик. Изучению архитектурных стилей «жемчужины Адриатики» посвящено одно из наиболее значимых и объемных сочинений известного английского историка, искусствоведа и любителя фотографии Джона Рёскина — книга «Камни Венеции» (1853).
Посещение «города на воде» было обязательной частью программы русского Гран тура. Венеция стала важнейшим пунктом увлекательного путешествия, начатого в Риме и продолженного в Неаполе. Русская литературная и художественная «венециана» очень обширна. Петр Вяземский, Федор Достоевский, Петр Чайковский, Михаил Врубель, Александр Блок, Сергей Дягилев, Александр Бенуа, Валентин Серов были очарованы городом и создали образ своей Венеции.
Уже в середине 1850-х годов Венеция становится вторым после Рима фотографическим центром Италии. Здесь было открыто множество фотомастерских, конкурировавших между собой. Венецианская фотография — это прежде всего архитектурные виды города и его окрестностей. Благодаря игре света и отражений каждый кадр обретает глубину. Любимыми сюжетами местных фотографов становятся изображения гондолы, плывущей по Гран каналу; старинных палаццо, поражающих своей архитектурой; овеянных легендами мостов, соединяющих берега каналов. Особое место занимают видовые фотографии площади Сан Марко и Палаццо Дукале.
Одним из первых фотографов-любителей, создавших серию снимков достопримечательностей Венеции, был профессиональный художник Доменико Бресолин. Благодаря четко выстроенной композиции его крупноформатные отпечатки 1850-х годов на соленой бумаге, постепенно вытеснившей дагерротип, были высоко оценены искусствоведами той эпохи и пользовались большой популярностью.
Создателями венецианской видовой фотографии считаются швейцарец Карло Понти и итальянец Карло Наяй. Известность им принесли снимки архитектуры города и внутренних убранств базилик и палаццо. В 1857 году они открыли студию, став самыми успешными фотографами в Венеции.
В 1870-е годы на площади Сан Марко располагалось 25 магазинов, принадлежавших разным фотографам. Благодаря развитию фотографических техник альбуминовые отпечатки стали доступны более широкому кругу покупателей, начиная от историков искусства и заканчивая состоятельными туристами, которые хотели приобрести изображение главных достопримечательностей города «на память».
Представленные на выставке фотографии были созданы известными в то время итальянскими фотографами — Карло Найя, Карло Понти, Доменико Бресолин, Луиджи Саччи и Маурицио Лотце — и привезены русскими путешественниками, побывавшими в Венеции во второй половине ХIХ века. Благодаря им мы имеем возможность окунуться в невероятную венецианскую атмосферу того времени.
Генеральные радиопартнеры |
Стратегические информационные партнеры |