Игорь Шелковский. Из серии «Архитектурно-цветовые массы». 2007. Дерево, краска. Собрание автора
Игорь Шелковский. Из серии «Архитектурно-цветовые массы». 2007. Дерево, краска. Собрание автора
Игорь Шелковский. Конструкция. 1973. Дерево, краска. Собрание Владимира Антоничука, Москва
Игорь Шелковский. Городские строения. 2008. Дерево, краска. Собрание автора
Игорь Шелковский. Большие дома. 2008. Дерево, краска. Собрание автора
Игорь Шелковский. Из серии «Поговорки». 2001. Дерево, краска. Собрание автора
Игорь Шелковский. Облако III. 2005. Дерево, краска. Собрание автора
выставка завершилась
Мультимедиа Арт Музей, Москва с гордостью представляет первую в России ретроспективу Игоря Шелковского. В экспозиции широко представлено творчество художника, начиная от самых ранних вещей, датируемых концом 1960-х гг., заканчивая современными работами 2013 года. Работы для выставки были любезно предоставлены самим художником, а также частными коллекционерами.
Игорь Шелковский — легендарная фигура для московского художественного сообщества, обладающая чуть ли не символической значимостью.
После окончания театрального отделения Московского государственного академического художественного училища памяти 1905 года Шелковский практически сразу оказался в кругу молодых художников, среди которых были Борис Орлов, Дмитрий Пригов, Вячеслав Лебедев и др. Решающее влияние на становление Шелковского-художника оказал Федор Семенов-Амурский, наследие которого до сих пор бережно хранится и популяризируется Шелковским.
Начав вполне традиционно с графики и живописи, Шелковский благодаря в том числе чуткости друзей обращается к скульптуре. Уже на самых ранних графических листах чувствуется потенциал, стремление к объему, к разверстке плоскостного изображения. Но скульптура Шелковского — это естественное и органическое продолжение живописи, он никогда не мыслил объемом или структурой. Он исходит, скорее, из материала, чувствуя логику общего, обладая витрувианской интуицией, угадывает архитектонику тех или иных предметов и тел. Он не редуцирует все видимое до максимально лаконичной формы, делая уникальный объект: метод работы Шелковского состоит, скорее, в бесконечном приближении к предмету, вникании в особенности его формы и структуры, и из этого максимального знания рождается искусство Шелковского, его специфическая серийность, которая имеет мало общего с минималистской. Он формирует «мир пластических микросистем», который существует в категориях накопления, сложения, слаженности, согласия, соотнесенности, взаимодополнения. То есть в сущности Шелковский оказывается прямым приемником органического искусства Михаила Матюшина, зритель, глядя на его работы, оказывается погруженным в некую экосистему.
Успешный и известный представитель неофициального искусства CCCP эмигрировал в 1976 году во Францию. В Париже, при поддержке коллекционера Александра Сидорова, начал издавать журнал «А-Я», выполняя одновременно работу редактора, корректора, наборщика и дизайнера. По словам Ирины Кулик, «А-Я» был лучшим из когда-либо выходивших русскоязычных изданий по современному искусству. Восемь номеров этого журнала, вышедшие с 1979 по 1986 год, с цветными иллюстрациями и текстами Бориса Гройса, Владимира Паперного, Ильи Кабакова и других, открыли отечественное искусство не только западу, но во многом и самим художникам, создав единый контекст, в котором искусство мыслило и описывало себя.
Несмотря на издательскую деятельность, Игорь Шелковский никогда не прекращал быть художником, и большая ретроспективная выставка в МАММ демонстрирует зрителю непрерывность блестящей художественной работы.
К открытию выставки планируется издание каталога.