Бергман дает указания массовке во время репетиции спектакля «Вакханки / Еврипид» на Шведском телевидении. Стокгольм, 1991. Фотограф: Бенгт Ванселиус. Цифровая печать. Из собрания автора, Стокгольм
Бергман проверяет рир-экран в Королевском драматическом театре Стокгольма для своей постановки «Создатели образов». 1998. Фотограф: Бенгт Ванселиус. Цифровая печать. Из собрания автора, Стокгольм
Бергман дает указания актеру Нильсу Эклунду во время репетиции «Сонаты призраков» Стриндберга. Королевский драматический театр, Стокгольм. 2000. Фотограф: Бенгт Ванселиус. Цифровая печать. Собрание автора, Стокгольм
Портрет Бергмана на репетиции постановки «Создатели образов» в Королевском драматическом театре Стокгольма. 1998. Фотограф: Бенгт Ванселиус. Цифровая печать. Из собрания автора, Стокгольм
выставка завершилась
Выставка «Ингмар Бергман. Image Maker» подготовлена специально для Фотобиеннале куратором Бенгтом Ванселиусом (Швеция). На протяжении многих лет он работал с Бергманом на съемках его телевизионных фильмов и в театре, начиная первым спектаклем «Фрекен Жюли» А.Стриндберга (1984) и заканчивая телефильмом «Сарабанда», последним произведением режиссера (2003).
Ингмар Бергман
Среди самых известных фильмов Ингмара Бергмана:
— «Земляничная поляна» (в 1958 стал лауреатом «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля, а в 1960 был номинирован на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий);
— «Девичий источник» (в 1961 году получил «Оскар» как Лучший иностранный фильм);
— «Сквозь тусклое стекло» (в 1962 году получил «Оскар» как Лучший иностранный фильм);
— «Фанни и Александр» (в 1983 году стал лауреатом FIPRESCI Prize Каннского кинофестиваля, 1984 году получил «Оскар» и премию «Сезар» как Лучший иностранный фильм);
— «Сцены из супружеской жизни»;
— «Седьмая печать»;
— «Причастие» и другие.
Бенгт Ванселиус, в свое время председатель Шведской ассоциации фотографов, член Шведского Совета по Культуре, профессор Стокгольмской Школы искусства и дизайна. Сотруничал с Бергманом в качестве фотографа с 1985 по 2002 год, в частности на постановках для Королевского Драматического театра, где Бергман поставил свой последний спектакль — «Призраки» (2002). Являясь одним из лучших «театральных» фотографов, Ванселиус также сотрудничал с Робером Лепажем, Анджеем Вайдой, Юрием Любимовым.
Название этой выставки, в рамках которой демонстрируются некоторые из моих снимков, сложилось в результате двадцатилетнего сотрудничества с крупным режиссером, мастером в области театра и телевидения. Ингмар часто повторял: «Театр — это моя жена, а кино — возлюбленная», так что можно сказать, что я работал с ним и с его «женой». Он часто говорил мне, что в театральных снимках я становился «крупным планом» его постановок. Хотя Бергман получил мировую известность благодаря своим фильмам, он также был автором 150 театральных и радио-проектов и 70 телевизионных и документальных фильмов, так что театр действительно был его «женой». За свою жизнь он успел сделать чрезвычайно много. Первая его пьеса, которую я фотографировал, была «Фрекен Жюли» Августа Стриндберга (1984), и я был с ним вплоть до его последней постановки — «Сарабанда» (2003), созданной для телевидения по его собственному сценарию. Я работал с Бергманом над двадцатью различными проектами на протяжении этих лет.
В выставку вошли черно-белые фотографии, сделанные на съемках фильмов Бергмана различными авторами в основном с 1951 по 1976 год — год, ставший поворотным в жизни режиссера: Бергман вынужден был покинуть Швецию на долгие восемь лет. Ранние фотографии, например, сделанные на съемочной площадке «Седьмой печати» и «Девичьего источника», созданы Луисом Хухом, много лет проработавшим в объединении Svensk Filmindustri (SF). Его снимки, прочно ассоциирующиеся с самыми известными фильмами Бергмана, давно стали культовыми.
Снимки со съемочной площадки фильма «Фанни и Александр» сделал Арне Карлсон на стеклянных пластинках 12×16 см. Фильм «Фанни и Александр» имел огромный успех и до сих пор является неизменной частью вечерней рождественской программы Шведского государственного телевидения. Арне Карлсон начинал шофером на съемках фильма Бергмана «Стыд» на острове Форё, потом стал фотографом и оператором, он много и близко работал с Ингмаром. Его снимки передают игривую атмосферу, которая царила на площадке «Фанни и Александр», и красоту «Осенней сонаты» — фильма Ингмара, снятого с Лив Ульман и Ингрид Бергман.
Бенгт Ванселиус, Стокгольм, 3 апреля 2012 г.