Рикардо Лопес Буэно. Видео-художник. 2014. © Ricardo López Bueno
Рикардо Лопес Буэно. Учитель. 2014. © Ricardo López Bueno
Рикардо Лопес Буэно. Чертежник. 2014. © Ricardo López Bueno
Рикардо Лопес Буэно. Комик. 2014. © Ricardo López Bueno
Рикардо Лопес Буэно. Переводчица. 2013. © Ricardo López Bueno
Рикардо Лопес Буэно. Дирижер. 2014. © Ricardo López Bueno
выставка завершилась
Манежная площадь, д. 1 (
www.moscowmanege.ru
Фотография, которая с самого начала своей истории была (или, по крайней мере, считалась) способом «механического», «технического» воспроизведения реальности, постепенно проникала на территорию классических жанров живописи и в итоге стала признанным видом искусства. Одним из основных направлений этого развития была репрезентация пейзажа: призванный открыть непосвященным красоту природы, а также запечатлеть виды далеких и прежде неведомых стран, пейзаж прошел на протяжении XIX века длинный эволюционный путь, сформировав особую эстетику.
В то же время портретная фотография, которая испытала на себе прямое влияние живописи, колебавшейся между точной и как можно более объективной фиксацией облика модели, подчеркиванием красоты и индивидуальности портретируемого и, самое главное, совершением магического действия, отменяющего смерть, остается явлением поистине уникальным. Она образует своего рода трилогию с участием художника, модели и зрителя: все участники процесса подчиняются определенным правилам игры, обязанности каждого из них четко обозначены, а ведущая роль принадлежит художнику.
Рикардо Лопес Буэно избрал классический и вместе с тем очень индивидуальный подход, строгий и бескомпромиссный по своим критериям. В своих работах он использует традиционные приемы фотопортрета. Так, модель изображается сидя, часто в три четверти, в интерьере, крупным планом, захватывающим лицо и иногда — для лучшей передачи индивидуального облика — плечи и грудь. Всегда имеются два источника искусственного света, что позволяет подчеркнуть объем. Окружение и антураж предельно нейтральны: портретируемые, одетые в современные костюмы, четко выделяются на темном фоне. При этом фотограф отдает предпочтение анонимным персонажам.
В сущности, в своих работах Рикардо Лопес Буэно вступает в искренний и продолжительный диалог с портретируемым. Поэтому так завораживают контактные отпечатки, демонстрирующие эволюцию выражений лица модели: работа продолжается в тишине студии до тех пор, пока все элементы творческого процесса не образуют идеальное равновесие, которое с максимальной точностью выражает ощущения, вызываемые моделью у фотографа.
Особая сила этих снимков прежде всего в том, что фотографу удается точно передать выражение глаз модели. Именно это вызывает в зрителе эмоции и, часто обнажая жизненный опыт модели, позволяет понять ее душевное состояние — глубокое, мимолетное, сдержанное, — тем самым открывая нашему взору то, что невозможно выразить словами.
После того как съемка произведена, необходимо сделать еще две принципиально важные вещи: отобрать нужные кадры и окончательно определить их формат. Из всех снимков, часто очень разных, Рикардо выбирает те, что отражают его намерения и ожидания, а затем делает отпечатки, размер которых соответствует их последующему использованию: фотографии малого формата найдут свое место в семейном архиве модели, среднего — в частной коллекции, а большого — в музейной экспозиции.
Эти работы откроют зрителю не только талант художника, но и частицу его личности, его внутренний пейзаж.
Аньес де Гувьон Сен-Сир