выставка завершилась
В своем новом проекте Ростан Тавасиев выходит в виртуальную реальность. Он предлагает нам представить себе, что неподвижные и немые произведения искусства, которые мы встречаем в музеях, на самом деле являются живыми существами, с очень напряженной внутренней жизнью, скрытой от зрителя. У них есть свое мнение о музее, в котором они оказались по воле автора и куратора, есть мнение о самом авторе (не всегда приятное для последнего), о посетителях выставки, о своих соседях по экспозиции, которые одновременно являются их друзьями и конкурентами. Экспонаты с тревогой ждут окончания выставки и беспокоятся о своих дальнейших перспективах, внимательно читают то, что пишет о них пресса, радуются, негодуют и стараются предугадать, как критика отразится на их судьбе. Таким образом, то, что мы видим в пространстве музея, оказывается только вершиной айсберга.
В проекте Тавасиева вся эта сложная и напряженная жизнь произведения искусства вынесена в социальные сети. У каждого из семи персонажей (по числу цветов спектра) есть страничка в фейсбуке, а у некоторых — особо общительных — и в других соцсетях. Там они переговариваются друг с другом, обсуждают собственные художественные достоинства и недостатки (и даже более общие темы), заводят дружбу с самыми разными людьми, интересующимися искусством.
У каждого из персонажей Тавасиева уже сформировался свой характер, и каждый —несмотря на определенное внешнее сходство — отстаивает свою художественную позицию, представляет некий тип взаимодействия искусства со зрителем или, точнее, поведения искусства по отношению к зрителю.
Ярко-красный Там Пурпурный — маньяк власти. Славный малый, радеющий за искусство будущего. Но это скорее амбициозный план, желание показать себя, создать свой собственный «лагерь», где он — первый и последний бойскаут. Оранжевая Шаровая Молния — самовлюбленная, уверенная в своей красоте и значимости этой красоты для других. Все время постит фотографии самой себя. Желтый Божественный Ветерок — легкомысленный, все на свете существует только ради него. Он — маньяк внимания. Зеленый Куб со стороны может показаться равнодушным и циничным: он не придает большого значения мелочам и смотрит на вещи отстраненно. Он считает себя древним созданием; чувствует, что живет не первый раз и что все это уже было. Он помнит себя в разных формах животных и людей; помнит, как был кошкой, каким-то крупным копытным животным, помнит даже свою реинкарнацию в виде произведения Пикассо. Ярко-голубая Конструкция Винчи — очень внимательна, и рассудительна. Она прямо говорит окружающим то, что о них думает, и ничего не боится. Вместе с тем у нее есть чувство юмора, и она ценит живую искру в людях. Старается все понять и разобраться. Можно сказать, что она — маньяк здравого смысла. Полная Мысль — синего цвета, это брюзга, ретроград, стародум и правдолюб. Он раздражителен, либерал (из разочарованных), сбивчив, и часто впадает в воспоминания. Фиолетовый Хидден Хиккимори уверен в своей исключительности. С одной стороны, это интеллектуал, тонкий мыслитель, с другой — мечтатель и фантазер. Ему интересны люди, он хотел бы быть более дружелюбным, но его постоянно мучает мысль, что его никто не воспринимает серьезно. Он боится неудачи настолько, что предпочитает не показываться вовсе. У Хиккимори постоянно скачет самооценка. Его легко смутить. Он — интроверт и ипохондрик. Он не умеет ненавидеть, но бывает искренне возмущен, может негодовать, но не на публике.
Посетители выставки и все пользователи соцсетей могут не только следить за перепиской этих существ, но и участвовать в ней. Ростан Тавасиев предоставляет любознательному зрителю редкую возможность не только посмотреть, но и пообщаться с объектом современного искусства напрямую, без посредников.
Анна Зайцева
Аккаунты персонажей
Божественный Ветерок
Зеленый Куб
Конструкция Винчи
Полная Мысль
Там Пурпурный
Хидден Хиккимори
Шаровая Молния
Любовь к созданию персонажей, аллюзиям, театрализации, отношение к искусству как к игре, характерные для Ростана Тавасиева роднят его с отечественным концептуализмом. Ростан, как и его предшественники, любит спрятаться в собственном произведении, пустить зрителя по ложному пути, снабдить высказывание хорошей порцией амбивалентности. Одна из важных для Ростана тем — граница между искусством и жизнью, искусством и виртуальной реальностью. Попытка передвижения этих границ предпринята в проекте «Все сложно». Ряд симпатичных странных существ-произведений оккупируют пространство. Их семь — по числу цветов спектра. Это персонализированные скульптурные формы. Тавасиев преломляет единое художественное намерение на семь вариантов его воплощения. Есть еще восьмой персонаж — видеопроекция. Она олицетворяет миг дисперсии, когда художественная воля распалась на семь возможных форм. Момент, когда они становятся объектом внимания зрителей, становится началом их виртуальной жизни. Встретиться с ними можно не только в выставочном зале, но и в социальных сетях. На открытии экспозиции соединяется тело-объект и душа-аккаунт персонажа. Начинается активная самоидентификация и самопрезентация. Зрители могут напрямую общаться с объектами он-лайн. От вернисажа до финисажа, скульптуры двигаются, интригуют, заигрывают со зрителями и персоналом галереи, огрызаются на события текущей культурной жизни, сплетничают, строят друг другу и окружающим козни, зондируют возможных покупателей, стараются устроить (или предугадать) свою дальнейшую судьбу. Художник создает миниатюрную копию мира современного искусства. Его жители внезапно пробуждаются посреди и во имя шоу, в котором нужно находить свое место, свой способ участия или неучастия. Однако этот мир имеет срок годности. Что будет с теми, кто в громах и молниях зашлаковывает информационное пространство, кто старается догнать паровоз современности и занять в нем комфортное место? Этот вопрос задают себе персонажи выставки. Автор говорит, что перед нами «... лабораторное повторение опыта Пигмалиона». Однако его интересует не столько оживление своих созданий, сколько сложные отношения и влияния, которые возникают от их троякого присутствия — в виде физической вещи, в виде предмета искусства и в виде виртуальной личности.
Александр Дашевский