Борис Кустодиев
Живопись, фотография

Б.М. Кустодиев. Молотьба. 1908. Чувашский государственный художественный музей Д. Стеллецкий. Б.М.Кустодиев на мосту через р. Волхов   на фоне  Новгородского  Кремля. Софийская звонница. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина Б.М.Кустодиев. Юлик у моей конкурсной картинки. 1903. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина Б.М.Кустодиев. Борис Константинович едет в Питер. 1903. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина Б.М.Кустодиев. Мосту через Медозу. 1903. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина Б.М.Кустодиев. В Ивашеве  на постоялом дворе. 
Ю.Е. Кустодиева. 1903. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина Б.М.Кустодиев. В усадьбе Павловское. Лето 1904.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина Б.М.Кустодиев. Усадьба Павловское зимой. 1902.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина Б.М.Кустодиев. Хлебное поле. Усадьба «Павловское». 1904. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина Б.М. Кустодиев. Парижский бульвар ночью. 1913. Пермская государственная художественная галерея

Б.М. Кустодиев. Молотьба. 1908. Чувашский государственный художественный музей

Д. Стеллецкий. Б.М.Кустодиев на мосту через р. Волхов на фоне Новгородского Кремля. Софийская звонница. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина

Б.М.Кустодиев. Юлик у моей конкурсной картинки. 1903. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина

Б.М.Кустодиев. Борис Константинович едет в Питер. 1903. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина

Б.М.Кустодиев. Мосту через Медозу. 1903. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина

Б.М.Кустодиев. В Ивашеве на постоялом дворе. Ю.Е. Кустодиева. 1903. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина

Б.М.Кустодиев. В усадьбе Павловское. Лето 1904. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина

Б.М.Кустодиев. Усадьба Павловское зимой. 1902. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина

Б.М.Кустодиев. Хлебное поле. Усадьба «Павловское». 1904. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина

Б.М. Кустодиев. Парижский бульвар ночью. 1913. Пермская государственная художественная галерея

Москва, 20.12.2017—14.02.2018

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Фото с вернисажа

О выставке

Немногим известно, что в начале ХХ века художник Б. М. Кустодиев серьезно увлекался фотографией. Фотография для него — и способ запечатлеть окружающую реальность, и возможность экспериментов со светом и композицией.

В 2009 г. внучка художника — Татьяна Кирилловна Кустодиева, искусствовед, хранитель коллекции итальянского Возрождения в Государственном Эрмитаже, передала в дар Астраханской государственной картинной галерее небольшой альбом с фотографиями, снятыми Б. М. Кустодиевым его женой Ю. Е. Кустодиевой, друзьями семьи. Время не пощадило снимки. Многие из них оказались практически утраченными. Новые цифровые технологии позволили буквально «проявить» угасшие изображения, сделать их доступными для исследователей и зрителей.

Большинство фотографий в альбоме относится к самому светлому периоду жизни и творчества художника — 1902-1906 гг. В начале 1900-х Б. М. Кустодиев — успешный студент Академии художеств, помощник профессора И. Е. Репина в работе над «Заседанием Государственного совета», завсегдатай петербургских театров и участник художественных выставок. Поездка в с. Семеновское (Костромская губ.) в 1902-1903 гг. для работы над конкурсной выпускной работой «Базар в деревне» — была знакомством с народным бытом, праздниками, гуляньями. Именно в этой поездке он встречает будущую жену (урожденную Ю. Е. Прошинскую). Если этюды и рисунки Б. М. Кустодиева этого периода достаточно известны, то фотографии оставались без внимания. В Семеновском Кустодиев снимает крестьян на базаре, за работой, собирая материалы для выпускной работы. Картина «Базар в деревне», к сожалению, не сохранилась, но фотография из астраханского альбома, сделанная самим художником в мастерской — Ю. Е. Кустодиева на фоне работы, запечатлела произведение, за которое Академия художеств присудила Б. М. Кустодиеву золотую медаль. «За отличные познания в живописи и научных предметах» Академия художеств наградила выпускника и пансионерской поездкой в Париж на год с января 1904 года.

Летом 1903 года после завершения обучения в Санкт-Петербурге художник с женой приезжают в его родную Астрахань, Кинешму, путешествуют по Волге, останавливаются и много времени проводят в имении Павловское, принадлежащем семье профессора геологии Б. К. Поленова. Они молоды, счастливы, впереди — ожидание первенца и поездка в Европу. Борис Михайлович много фотографирует жену, друзей, родную Астрахань, пейзажи, деревенские сценки, походы на деревенский базар, сенокос, дальние прогулки, купальню и чтение в саду. Иногда фотоаппарат берет кто-то из друзей, и тогда появляются их совместные с женой фотографии. Многие из этих снимков станут не просто частью семейного альбома, но позже — вспомогательным материалом для живописных работ, когда из-за болезни художник будет вынужден ограничиться только работой в мастерской.

Путешествие в Париж с женой и только что родившимся сыном Кириллом, было очень важно для художника. Все годы обучения его волнует вопрос, каким «должен быть путь, чтобы вернее достигнуть результатов? Что прежде всего — рисунок — форма или живопись?». Еще в 1899 г. он пишет из Батума И. С. Куликову, что «смущают те, кто от них (т. е. из Европы — прим.) приезжают со своими плохими рисунками да рассказами, что вот, мол, за границей свет, а у нас ничему этому никогда не научиться. Да, побольше самому писать и изучать старинных мастеров и научишься у них любить искусство так же, как и они. Любви у нас мало».

В Париже и в Испании, куда Кустодиев на две недели едет с художником П. Д. Шмаровым, он ходит по музеям и выставкам, копирует в Прадо любимого Веласкеса, ужасается жестокости корриды. Впечатлений так много, что в письме жене про посещение Севильи признается: «конечно, я ничего не делаю в альбом, потому что еле успеваю все осмотреть...» Фотографии, сделанные во время заграничных путешествий Кустодиева могли позже использоваться художником при написании его картины «Парижский бульвар ночью» и других произведений.

Летом 1904 года семья снова приезжает в любимое Павловское. «Два месяца мы уже живем в благословенных краях благословенной русской земли, и все виденное там, далеко, так не походит на то, что нас окружает теперь, что иногда и не верится, был ли когда-нибудь дальше этих мужиков, этих берез и елей» (из письма Б. М. Кустодиева В. В. Матэ). Костромская губерния «не отпускает» художника, становится «второй родиной», и в марте 1905 года он приобретает 2,5 десятины земли рядом с деревней Маурино и строит дом-мастерскую «Терем», где семья проводит практически каждое лето до 1915 года. Серия фотографий «Строительство Терема» зафиксировала стадии строительства дома, строителей, самого художника с сыном.

Б. М. Кустодиев, как никто из русских художников-современников, часто писал свою семью. Открытый и мягкий человек, он старался не разлучаться с близкими. Фотографии семьи и близких — значительная часть фотоархива художника. Несколько операций на позвоночнике привели к тому, что Б. М. Кустодиев оказался прикован к инвалидной коляске. Но тяжелый недуг не сказался на характере его творчества. Полотна на темы провинциального быта отличаются особой, характерной только для Кустодиева яркостью, многоцветностью, оптимизмом. Народные праздники и гуляния нашли свое отражение во многих произведениях художника разных лет.

Болезнь прогрессировала. В последние годы художник вынужден был работать на специальном навесном мольберте, сконструированном товарищами-художниками. Картину укрепляли горизонтально, и ее можно было передвигать взад и вперед. Таким образом в поле зрения обездвиженного Б. М. Кустодиева попадала то одна, то другая часть полотна, и так близко, что он не имел возможности увидеть сделанное целиком, но, несмотря на это, продолжал с увлечением работать. С тех пор, по словам художника, «его миром стала его комната». Но еще — память, воображение. Он говорил: «Картины в моей голове сменяются, как кино».

Всего на выставке будет представлено 14 живописных работ и 120 фотографических отпечатков из коллекций музеев России.

Соорганизатор

Астраханская государственная картинная галерея имени П. М. Догадина

Астраханская государственная картинная галерея им.П.М.Догадина

300-летие Астраханской губернии

Партнеры проекта:

Государственный Русский музей
Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН — Музей-квартира А. М. Горького
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
Нижегородский государственный художественный музей
Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Пермская государственная художественна галерея
Российская национальная библиотека
Рязанский государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина
Чувашский государственный художественный музей

Стратегический партнер музея

Tele2

Информационные партнеры

Стратегические информационные партнеры

Журнал «Профиль» Газета.ru


Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia


Информационные партнеры

Первый канал RosPhoto The Vanderlust Русский пионер

Photographer.ru Courrier de Russie Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Bleek-magazine.ru

ArtTube Арт-Гид SNCurbanrooms.media urbanrooms.media

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2018.