RussianEnglish

Детская мода. 100 лет назад

Двойной детский портрет. 
Ателье В.Ясвоина, Санкт-Петербург. 1900-е Портрет девочки. 
Ателье Л.Перельмана. Могилев, 1900-е Портрет мальчика. 
Ателье А.Шевяковой-Красовской, Царицын, 1900-е Неизвестный автор.
Портрет дамы с дочерьми. 
1900-е П. Левинский.
Группа учащихся-паломников. 
Бирлюковская пустынь, 1900-е Неизвестный автор.
Дети. 
1903-1910. 
Собрание Московского Дома фотографии Неизвестный автор.
Портрет двух мальчиков в косоворотках, стоящих во дворе дома. 
1900-1910. 
Собрание Московского Дома фотографии Неизвестный автор.
Портрет Марии и Тимофея, детей Саввы Тимофеевича Морозова. 
Конец XIX – начало XX века. 
Собрание Московского Дома фотографии Неизвестный автор.
Портрет пожилой женщины с девочкой. 
Фотоателье Б.Валдовского.
1910-1915. 
Собрание Московского Дома фотографии Неизвестный автор.
У самовара. 
Начало ХХ в Неизвестный автор.
Куколка танцует. 
1910-е. 
Собрание Московского Дома фотографии Неизвестный автор.
Портрет гимназисток старших классов в белых кружевных передниках. 
1914. 
Собрание Московского Дома фотографии Неизвестный автор.
Групповой портрет 2-го класса Никольской женской гимназии

Двойной детский портрет. Ателье В.Ясвоина, Санкт-Петербург. 1900-е

Портрет девочки. Ателье Л.Перельмана. Могилев, 1900-е

Портрет мальчика. Ателье А.Шевяковой-Красовской, Царицын, 1900-е

Неизвестный автор. Портрет дамы с дочерьми. 1900-е

П. Левинский. Группа учащихся-паломников. Бирлюковская пустынь, 1900-е

Неизвестный автор. Дети. 1903-1910. Собрание Московского Дома фотографии

Неизвестный автор. Портрет двух мальчиков в косоворотках, стоящих во дворе дома. 1900-1910. Собрание Московского Дома фотографии

Неизвестный автор. Портрет Марии и Тимофея, детей Саввы Тимофеевича Морозова. Конец XIX – начало XX века. Собрание Московского Дома фотографии

Неизвестный автор. Портрет пожилой женщины с девочкой. Фотоателье Б.Валдовского. 1910-1915. Собрание Московского Дома фотографии

Неизвестный автор. У самовара. Начало ХХ в

Неизвестный автор. Куколка танцует. 1910-е. Собрание Московского Дома фотографии

Неизвестный автор. Портрет гимназисток старших классов в белых кружевных передниках. 1914. Собрание Московского Дома фотографии

Неизвестный автор. Групповой портрет 2-го класса Никольской женской гимназии

Норильск, 1.VI—10.IX.2017

до окончания выставки — 76 дней

Музей Норильска

Ленинский проспект, д.14

Поделиться с друзьями

Расписание выставки

  • 11.IV.2003—26.IV.2003

    Москва

    Галерея «На Солянке»

  • 11.IX.2014—16.IX.2014

    Саратов

    Саратовский Областной Дом работников искусств

  • 23.IX.2014—18.X.2014

    Самара

    Музей Модерна

  • 4.XII.2015—3.II.2016

    Магадан

    Магаданский областной краеведческий музей

  • 5.IV.2016—27.V.2016

    Брянск

    Музей братьев Ткачевых

  • 2.XII.2016—10.I.2017

    Елабуга

    Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

  • 20.II—20.III.2017

    с. Спасское-Лутовиново

    Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»

  • 1.VI—10.IX.2017

    Норильск

    Музей Норильска

Фото с вернисажа

Вернисаж в Самаре Вернисаж в Самаре Вернисаж в Самаре Вернисаж в Самаре Вернисаж в Самаре Вернисаж в Самаре. Михаил Савченко - директор Музея Модерна Вернисаж в Саратове Вернисаж в Саратове Вернисаж в Саратове Вернисаж в Саратове Вернисаж в Саратове Вернисаж в Саратове Вернисаж в Саратове Вернисаж в Саратове Вернисаж в Саратове Вернисаж в Саратове Вернисаж в Саратове

О выставке

Первое знакомство с фотографией хорошо запоминается. Вас тщательно причесывают, наряжают во все лучшее, ведут в таинственную комнату без окон, где стоит предмет на длинных ногах и с одним глазом почти живой — непонятно злой или добрый. Фотограф залезает к нему под черную тряпку и шепчется с ним — уговаривает выпустить птичку, которую ты очень ждешь, потому что это интересно — в комнате и вдруг птичка, но вечно пропускаешь этот момент, и ждешь в следующий раз — теперь уж точно не пропустишь -главное не моргнуть. Все это Вы помните по собственному опыту, а на выставке Московского Дома фотографии «Детская мода, 100 лет назад» можете убедиться, что и в начале прошлого века нарядные дети ждали птичку с таким же интересом, как и Вы.

Сто лет не очень большой срок. Даже рядовому зрителю легко различить одежду побогаче и победнее, изящные столичные наряды и диковинные костюмы, порожденные буйной фантазией провинциального портного. География работ представленных на выставке очень широка — от Могилева до Владивостока и от Архангельска до Баку. Эти фотографии бесхитростны и функциональны, В основном это кабинет-портреты, сделанные исключительно для внутрисемейного пользования. Их авторы — рядовые российские фотографы, малоизвестные, неизвестные и забытые владельцы или работники бесчисленных фотоателье, разбросанных по всей обширной Российской империи. Это не вдохновенные артисты, а простые мастера своего дела. Их работы не претендуют на высокое искусство, но с легкостью переживают свое время, становясь бесценным свидетельством культуры ушедшей эпохи.

Все 80 снимков, представленных на выставке, из коллекции Московского Дома фотографии. Быть может, это не самая уникальная, зато самая очаровательная часть собрания музея. На фотографиях дети в нарядах столетней давности. Почти ушедшие в прошлое крестильные рубашечки, гимназическая форма — она мало менялась в течение последующих ста лет; простая, удобная для работы одежда крестьянских детей, одинаковые ситцевые платьица приютских сирот; прекрасные кружева и бантики девочек, одетых для детского бала. Настоящий же апофеоз детского костюма — матроска. Ее носят все — мальчики от младенцев до подростков, девочки из хороших семей, столичные жители и провинциалы. Мы видим почти точные копии настоящей морской формы и фантастические одеяния, лишь отдаленно напоминающие образец. Какая форма может поспорить с морской своей красотой и романтичностью?

1900-е годы — время русско-японской войны, прославленных подвигов «Варяга» и «Корейца» делает матросский костюм необычайно популярным. На детскую одежду оказывает влияние и взрослый стиль модерн — его страсть к стилизации здесь оборачивается своеобразным костюмированием — вот дети в костюмах, которые сейчас могли бы считаться маскарадными — русских, кавказских, венгерских, В них вряд ли ходили по улицам ежедневно, но и шились они не только для походов к фотографу, Одежда для девочек всегда больше похожа на взрослую. Изящные шляпки, пена кружев и оборок, замысловатые расцветки тканей — печать модерна здесь видна отчетливо. Маленькие изысканные прекрасные дамы идут под руку с рыцарями в матросках. Всякое время дает свои образцы для подражания. В начале XX в. все ясно и определенно. Есть подлинные герои — русские моряки, есть пока и настоящие принцессы — великие княжны. И мальчик должен быть героем, а девочка — принцессой. Ими можно стать хотя бы на время, хотя бы, одевшись в соответствующий костюм, хотя бы на фотографии, сделанной в ателье на центральной улице города твоего детства.

Е. Руденко

При поддержке

с. Спасское-Лутовиново

Ahmad Tea

Партнер проекта

Норникель

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.