Франко Фонтана
Контраст

Франко Фонтана.
Пейзаж, Италия. 
1978. 
Собрание автора, Италия Франко Фонтана.
Лос-Анджелес. 
1991. 
Собрание автора, Италия Франко Фонтана.
Феникс, Аризона. 
1979.
Собрание автора, Италия Франко Фонтана.
Апулия, Италия. 
1978. 
Собрание автора, Италия Франко Фонтана.
Морской пейзаж, Ибиса. 
1972. 
Собрание автора, Италия Франко Фонтана.
Лондон. 
1995. 
Собрание автора, Италия

Франко Фонтана. Пейзаж, Италия. 1978. Собрание автора, Италия

Франко Фонтана. Лос-Анджелес. 1991. Собрание автора, Италия

Франко Фонтана. Феникс, Аризона. 1979. Собрание автора, Италия

Франко Фонтана. Апулия, Италия. 1978. Собрание автора, Италия

Франко Фонтана. Морской пейзаж, Ибиса. 1972. Собрание автора, Италия

Франко Фонтана. Лондон. 1995. Собрание автора, Италия

Москва, 20.III.2008—14.IV.2008

выставка завершилась

ГУМ

Красная пл., д.3, 3-я линия (карта проезда)
время работы: с 10:00 до 22:00 ежедневно Телефон: +7 (495) 620-34-70

Поделиться с друзьями

Собрание автора, Италия

Проект представлен при поддержке Посольства Италии в Москве, Итальянского института культуры и КМБ-БАНК, банк группы «Интеза Санпаоло»

Собрание автора, Италия

Проект представлен при поддержке Посольства Италии в Москве, Итальянского института культуры и КМБ-БАНК, банк группы «Интеза Санпаоло»

Свернуть

О выставке

Город и сельская местность — феномены настолько противоположные один другому, настолько полярные, что человек порой не видит между ними ничего общего.

Высотные дома, дорожный трафик, рекламные щиты, шум и свет — атрибуты большого города. А за его чертой — бескрайние поля, деревья, гармония холмов, цветущие кусты, водная гладь, в которой отражается небо, вдали горизонт, обозначающий «конец света» и... тишина. И действительно, начинает казаться, что между этими двумя понятиями мало общего. Тем не менее, художник с фотоаппаратом замечает то, что не дано было передать изображениям с многовековой традицией, — божественный порядок структур и форм.

Как удается преодолеть инерцию зрения и различить структуру природы? Это всегда было загадкой. Подобные попытки доводили до отчаяния многих.

Франко Фонтана видит для нас, открывает нам секреты самой хаотичной действительности. Показательна и сама его жизнь.

Всё началось в 1960-е. Это были годы, когда в мире царил стереотип черно-белого изображения и доминировала концепция «фотография — искусство». Фонтана посещает фотокружки, но уже тогда он чувствует внутреннее противоречие в восприятии навязываемых ему схем. Фантазия, желание сказать свое слово, докопаться до сути простых вещей и выразить ее в цвете, в линии, приводят его к стратегии бунта.

Он становится «другим», отказываясь следовать привычным схемам построения изображения.

В 1967 году Фонтана выходит на международный уровень и «с блеском проваливается»: его знаменитый снимок красного автомобиля, зажатого домами старой Праги, даже не берут на конкурс. Не берут именно потому, что он нарушает каноны «хорошей фотографии». Эта фотография Фонтана отменяла элементарные законы перспективы, изложенные в учебниках по композиции и организации пространства в живописи, законы, устаревшие уже как минимум лет на сто.

Именно поэтому его снимок стал заявкой на новый, революционный стиль в фотографии.

Цвет в фотографиях Фонтана ослепляет. Его графические построения композиции предвещают абстракцию и экстраполяцию видения художника. Естественно, новый подход к эстетике фотографии, предложенный Фонтана, был понят не сразу.

Его самые первые работы отличались новизной, они раздражали «священнослужителей фотографии». Абстрактные пейзажи Фонтана предлагали новое видение реальности. Геометрия деталей и форм цвета передавали скрытую суть действительности, выявляли тайную красоту природы. Эти элементы пейзажа суть сила, на которой строится гармония.

Первое путешествие Фонтана в США в 1970-е годы позволяет фотографу померяться силами с другой, дотоле не известной ему реальностью. Он сталкивается с американской урбанизированной средой, не имеющей ничего общего с европейскими старыми городами. Эта встреча вызвала у него шок и потрясение. Фонтана начинает снимать Америку, создавая новую серию хроматических построений, строгих архитектурных линий и света. Лезвия света достигают здесь цветовых максимумов, на которых строится эффект трехмерного пространства. Глобальное видение Америки à la Фонтана — это прямая противоположность мифу динамики, мифу суперэффективности американского мирового господства. Фотографии Фонтана противоречат имиджу Америки, растиражированному почтовыми открытками и документальными фильмами, вызывающими восторги-клише по поводу неизвестной страны.

В самые последние годы Фонтана ведет экспериментальные поиски, пути которых он обозначил еще в 1955 году. Это серия «Асфальты» — скрупулезное исследование знаков на дорогах и тротуарах.

Чистая абстракция — главный рычаг творчества фотографа Франко Фонтана — открывает каждому зрителю (профессионалу и непрофессионалу) гармонию и дисгармонию форм и цвета. Но не каждый зритель оказывается способным принять этот подарок. Образы грубой материи, битума, гальки, серебристые отблески серого и черного, молнии света... Но вдруг в пестрые квадраты шахматной доски вторгается красный. Чтобы проследить полет абстракции в поле реальности на снимках самого итальянского из всех итальянских фотографов, достаточно обратить внимание на цвет.

Кажется, что и у Фонтана цвет — это всего лишь еще один инструмент фотографии.

Но у него цвет — это магическое средство, расставляющее смертельные ловушки всем противоречиям реальности. Приятные, невинные и соблазнительные способы модуляции оттенков и контрастов, которые, как кажется, воспроизводят реальность такой, какая она есть, приводят к уничтожению прекрасной «иллюстрации» реальности.

На первый взгляд, это парадокс. Ведь реальность — цветная.

Цвет в работах Фонтана — густой, мощный, насыщенный. Зачастую хроматический контраст вызывает эмоциональный скрежет, но ни один из его образов не порождает тревоги. Наоборот, в его работах есть что-то успокаивающее и примиряющее нас с красотой природы в равновесии всех элементов реальности, созданных человеком.

Работы Франко Фонтана, внешний ли мир они отражают? Скорее, это метафоры внутренних пульсаций, снов, которым только предстоит нам присниться, глубоко личных путешествий, смутных желаний, метафоры светлых безумных надежд и рационального осознания мира.

Джулиана Шиме

Март, 2008

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.