Саймон Робертс. Западный пирс, Брайтон, Восточный Сассекс, апрель 2011 г. Из серии Pierdom. Предоставлено The Photographers' Gallery, Лондон. © Simon Roberts
Саймон Робертс. Пирс в Саутволде, Саффолк, Июнь 2012. Из серии Pierdom. Предоставлено The Photographers' Gallery, Лондон. © Simon Roberts
Саймон Робертс. Пирс в Саутенд-он-Си, Эссекс, октябрь 2011 г. Из серии Pierdom. Предоставлено The Photographers' Gallery, Лондон. © Simon Roberts
Саймон Робертс. Национальная туристическая тропа Саут-Даунс-вэй, Западный Сассекс, 8 октября 2007 г. Из серии We English. Предоставлено The Photographers' Gallery , Лондон. © Simon Roberts
Саймон Робертс. Парк развлечений «Остров фантазий», Инголдмелс, Линкольншир, 28 декабря 2007 г. Из серии We English. Предоставлено The Photographers' Gallery, Лондон. © Simon Roberts
Саймон Робертс. Пляж в Кейнс Кантри Парк, Шорнкоут, Глостершир, 11 мая 2008 г. Из серии We English. Courtesy of The Photographers' Gallery, Лондон. © Simon Roberts
Саймон Робертс. Променад в Блэкпуле, Ланкашир, 24 июля 2008 г. Из серии We English. Courtesy of The Photographers' Gallery, Лондон. © Simon Roberts
Саймон Робертс. Аббатство Болтон, Скиптон, Северный Йоркшир, 27 июля 2008 г. Из серии We English. Courtesy of The Photographers' Gallery, Лондон. © Simon Roberts
выставка завершилась
В рамках Десятого международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2014» МАММ представляет выставку звезды современной британской фотографии — Саймона Робертса «Маленький остров. Пейзажные этюды».
Саймон Робертс (р.1974) окончил Университет Шеффилда по специальности «география», а затем получил диплом фотожурналиста в Национальном Совете по подготовке журналистов. Отправной точкой для его карьеры стал 1998 год, когда он выиграл стипендию от Sunday Times Magazine, вручаемую самому перспективному молодому фотографу года. Робертс сотрудничал с TIME, Guardian Weekend Magazine, Esquire, японским GQ и русским Vogue. Его выставки проходили в Великобритании, Нидерландах, Германии, США, Франции, Китае. Работы Саймона Робертса находятся в крупных государственных и частных коллекциях: George Eastman House (США), Deutsche Börse Art Collection (Германия), Wilson Centre for Photography (Великобритания), Parliamentary Art Collection (Великобритания) и др. В 2013 году Робертс стал почетным членом Королевского фотографического общества.
Выставка «Маленький остров. Пейзажные этюды» впервые собирает воедино знаковые проекты фотографа: «Родина», «Мы, англичане», «Выборы», «Страна пирсов» (Pierdom) и другие.
В июле 2004-го года Саймон Робертс отправился в путешествие по России. Он хотел создать максимально объективный фотографический портрет страны, которую с детства представлял через литературу, кино и уроки географии, стараясь дистанцироваться от стереотипов, тиражируемых СМИ. Результатом этого путешествия, которое длилось год и охватывало территорию от Мурманска до Владивостока, стали выставка «Родина» (Motherland) и книга с одноименным названием, немедленно попавшая в шорт-лист премии за лучший фотоальбом, учрежденной в рамках фестиваля «Фотографические встречи в Арле».
Работа над серией «Родина» оказала огромное влияние на дальнейшую творческую судьбу Саймона Робертса. Во-первых, она принесла фотографу известность, номинации на престижные премии, награды и гранты, а во-вторых, подтолкнула его к созданию нового широкомасштабного проекта «Мы, англичане» — по возвращении из России, Робертс отправился в поездку по Великобритании, задавшись целью создать портрет своей родины, своих соотечественников. Кемпер «Талбот», на котором фотограф отправился в путь, стал не просто средством передвижения, но и платформой, с которой он мог фотографировать. Крыша автомобиля служила для Робертса надежной площадкой, на которой можно было установить штатив его довольно громоздкого фотоаппарата, а также возвышением, с которого он мог наблюдать окружающий пейзаж.
Робертсу удалось найти хрупкое равновесие между сдержанностью и вовлеченностью. «Мы» в названии серии о Великобритании, с одной стороны, говорит о том, что автор отождествляет себя с объектами съемки — зрителями гонок, игроками в гольф и даже с пейзажами, будь то популярные пляжи на побережье Линкольншира или величественные ландшафты Гордейл-скара (воспетые в английской романтической традиции), с другой стороны, Робертс везде старается сохранить разумную дистанцию: фигуры на его снимках, как правило, занимают средний план, точечно размечая ландшафт.
В начале своего путешествия Робертс создал блог и попросил рекомендовать ему места и события, которые он мог бы посетить. Рекомендаций было очень много; автор находился в состоянии непрерывного диалога со своими читателями и зрителями.
После того, как серия «Мы, англичане» была опубликована, Робертс получил заказ на съемки предвыборной кампании перед общенациональными выборами в мае 2010 года. В очередной раз он пересек всю страну — как официальный фотограф предвыборной гонки (2010 British Election Artist). Фотографии Робертса для проекта «Выборы» сохраняют прежний ракурс — фотограф вел съемку с крыши кемпера «Талбот», наблюдая оттуда за кандидатами всех политических партий и их общением с избирателями.
Последняя серия Саймона Робертса — «Страна пирсов» (Pierdom) — снова возвращает нас на побережье Англии. Ветхие, шаткие, в основном заброшенные, однако, упорно сопротивляющиеся воздействию моря и песка пирсы являются для фотографа символом изменчивости современного мира и в то же время традиционной английской незыблемости.
В экспозицию вошли более 50 работ Саймона Робертса. Крупноформатные фотографии, отличающиеся тщательной деталировкой, напоминающие академическую викторианскую живопись, акцентируют внимание зрителей на том, что свойственно современной Британии, и в то же самое время, обращают нас к универсальным категориям: взаимоотношениям человека и природы, открытости по отношению к миру и обществу, проблеме самоидентификации.