Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Лев Толстой сквозь призму фотокамеры

Лев Толстой сквозь призму фотокамеры

Л.Н. Толстой и И.Е. Репин. 1908 г. Ясная Поляна. 
Фотография С.А. Толстой 
Цифровая печать
Собрание Государственного музея Л.Н.Толстого Л. Н. Толстой. 1876 г.
Москва.
Фотография Г. А. Сокольникова  (быв. Дьяговченко).
Цифровая печать
Собрание Государственного музея Л.Н.Толстого Л. Н. и С. А. Толстые. 1884 г. Ясная Поляна.
Фотография С. С. Абамелека-Лазарева.
Цифровая печать
Собрание Государственного музея Л.Н.Толстого Л. Н. Толстой рядом со своим скульптурным изображением работы 
И. Е. Репина.
1891 г. Ясная Поляна.
Фотография Е. С. Томашевича.
Цифровая печать
Собрание Государственного музея Л.Н.Толстого Л.Н. Толстой за работой в кабинете дома в Ясной Поляне.
1909 г. 
Фотография В.Г. Черткова. 
Вариант.
Собрание Государственного музея Л.Н.Толстого Л.Н. Толстой.
1906 г. Ясная Поляна. 
Фотография В.Г. Черткова.
Cепия.
Собрание Государственного музея Л.Н.Толстого Л.Н. Толстой за чтением письма.
1910 г. Кочеты (бывшая Орловская губ.)
Фотография В.Г. Черткова.
Собрание Государственного музея Л.Н.Толстого Л.Н. Толстой около террасы яснополянского дома. 
1908 г. 
Фотография С.А. Баранова
Собрание Государственного музея Л.Н.Толстого Л.Н. Толстой и крестьянка деревни Ясная Поляна. 1908 г.
Фотография К.К. Буллы.
На обороте автограф С.А. Толстой графитным карандашом: «Гр. Левъ Ник. Толстой преследуемый просительницей».
Собрание Государственного музея Л.Н.Толстого Л. Н. Толстой и М. Горький. 8 октября 1900 г. Ясная Поляна.
Фотография С. А. Толстой.
Цифровая печать
Собрание Государственного музея Л.Н.Толстого

Л.Н. Толстой и И.Е. Репин. 1908 г. Ясная Поляна. Фотография С.А. Толстой Цифровая печать Собрание Государственного музея Л.Н.Толстого

Л. Н. Толстой. 1876 г. Москва. Фотография Г. А. Сокольникова (быв. Дьяговченко). Цифровая печать Собрание Государственного музея Л.Н.Толстого

Л. Н. и С. А. Толстые. 1884 г. Ясная Поляна. Фотография С. С. Абамелека-Лазарева. Цифровая печать Собрание Государственного музея Л.Н.Толстого

Л. Н. Толстой рядом со своим скульптурным изображением работы И. Е. Репина. 1891 г. Ясная Поляна. Фотография Е. С. Томашевича. Цифровая печать Собрание Государственного музея Л.Н.Толстого

Л.Н. Толстой за работой в кабинете дома в Ясной Поляне. 1909 г. Фотография В.Г. Черткова. Вариант. Собрание Государственного музея Л.Н.Толстого

Л.Н. Толстой. 1906 г. Ясная Поляна. Фотография В.Г. Черткова. Cепия. Собрание Государственного музея Л.Н.Толстого

Л.Н. Толстой за чтением письма. 1910 г. Кочеты (бывшая Орловская губ.) Фотография В.Г. Черткова. Собрание Государственного музея Л.Н.Толстого

Л.Н. Толстой около террасы яснополянского дома. 1908 г. Фотография С.А. Баранова Собрание Государственного музея Л.Н.Толстого

Л.Н. Толстой и крестьянка деревни Ясная Поляна. 1908 г. Фотография К.К. Буллы. На обороте автограф С.А. Толстой графитным карандашом: «Гр. Левъ Ник. Толстой преследуемый просительницей». Собрание Государственного музея Л.Н.Толстого

Л. Н. Толстой и М. Горький. 8 октября 1900 г. Ясная Поляна. Фотография С. А. Толстой. Цифровая печать Собрание Государственного музея Л.Н.Толстого

Москва, 8.11.2016—11.12.2016

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Мультимедиа Арт Музей, Москва и Государственный музей Л.Н. Толстого представляют выставку «Лев Толстой сквозь призму фотокамеры», посвященную одному из величайших русских писателей и философов Льву Николаевичу Толстому.
Мультимедиа Арт Музей, Москва и Государственный музей Л.Н. Толстого представляют выставку «Лев Толстой сквозь призму фотокамеры», посвященную одному из величайших русских писателей и философов Льву Николаевичу Толстому.

Свернуть

О выставке

Мультимедиа Арт Музей, Москва и Государственный музей Л.Н. Толстого представляют выставку «Лев Толстой сквозь призму фотокамеры», посвященную одному из величайших русских писателей и философов Льву Николаевичу Толстому. В экспозицию вошли более 130 уникальных снимков, из собрания Государственного музея Л.Н. Толстого, созданных в период с 1849 по 1913 годы, позволяющие расширить наше представление о жизни и характере великого писателя, увидеть Ясную Поляну, Крым, Мещерское, московский дом в Хамовниках такими, какими их видел сам Лев Николаевич Толстой. Выставка включает как работы признанных звезд фотоискусства того времени, так и любительские снимки, в исполнении его друзей, журналистов, публицистов и членов семьи. По воспоминаниям современников Лев Николаевич Толстой искренне интересовался техническими новинками, одной из которых, несомненно, в то время была фотография. Уступая настоятельным просьбам фотографов и семьи о съемках, иногда Лев Николаевич соглашался на это крайне неохотно, ведь из-за специфики фотопроцесса, в частности, долгой выдержке, позировать приходилось долго, Толстой всегда с огромным интересом беседовал с фотографами, с интересом расспрашивая гостей обо всех особенностях фототехники и технической стороне процесса фотосъемки. Самые ранние портреты Льва Николаевича Толстого на выставке датированы 1849 и 1854 годами. Это переснимки с даггеротипов из петербургского ателье В.Шенфельдта и московского ателье К. Мазера. Первым фотографическим в современном значении этого слова, портретом Льва Толстого – является снимок Сергея Львовича Левицкого, известного придворного фотографа, «отца» русской фотографии, как называли его современники, за огромный вклад в ее развитие и популяризацию в России. Именно Сергей Левицкий изобрел первую в истории фотографии камеру со складывающимся мехом, первым применил вспышку магния, а также одним из первых в России начал снимать при электрическом освещении. По мнению Ивана Бунина, портрет Льва Толстого, созданный Сергеем Левицким в 1856 году, является одним из самых замечательных портретов великого писателя. В том же году Левицкий сделал еще один знаменитый снимок, на котором Толстой запечатлен в кругу писателей-сотрудников журнала «Современник», среди которых были Д.В. Григорович И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин и А.Н. Островский. По мнению исследователей истории русской фотографии, в 1880-е годы профессиональная фотография переживала период упадка. На общем тусклом фоне, по словам исследователя Г.М. Болтянского, выделялась деятельность фотоателье «Шерер, Набгольц и Ко». Это единственная фирма, которая фотографировала Толстого на протяжении очень длительного времени – 25 лет. Фотографии Толстого, на которых он позировал в кругу семьи и друзей были сделаны по инициативе Софьи Андреевны Толстой, по большей части для собраний сочинений Толстого, подготовкой которых она занималась. Одним из самых известных снимков ателье «Шерер, Набгольц и Ко» является фотография Толстого в темной блузе со скрещенными на груди руками, созданная в 1885 году. Накануне 80-летнего юбилея писателя, в 1908 году, в Ясную Поляну приехал знаменитый петербургский фотограф, один из основоположников отечественного фоторепортажа Карл Булла с сыном. За два дня они создали невероятную предъюбилейную серию фотографий, до сих пор изумляющую зрителей жизненной правдой и техническим блеском: психологически ёмкие портреты писателя, его семьи, гостей, крестьян, виды и интерьеры усадьбы и ее окрестностей. Особое место в экспозиции занимают любительские фотографии, созданные друзьями Льва Толстого, его женой Софьей Андреевной Толстой а также его детьми – Марией Львовной Оболенской, Александрой Львовной и Ильей Львовичем Толстыми. Одна из лучших серий снимков Льва Николаевича Толстого, создана его другом Владимиром Григорьевичем Чертковым, посредством фотографии, как никому другому ему удалось передать и сложность, и противоречивость, и в то же время цельность личности гениального писателя. На фотографиях Владимира Черткова можно наблюдать Толстого в самых разных настроениях и обстоятельствах: с интересом беседующего с крестьянами, неспешно прогуливающегося в Ясной Поляне, увлеченно играющего в городки с родными. Чертков сумел зафиксировать мельчайшие индивидуальные узнаваемые черточки писателя: особую манеру сидеть, ходить, держать в руке перо. Он создал невероятно «живой» образ Льва Толстого, запечатлев его в моменты болезни, усталости, гнева, радости, величайшего духовного подъема и творческой сосредоточенности. Не менее трогательные и живые снимки созданы женой Льва Николаевича Толстого и его детьми. В 1900 году первые свои снимки сделала дочь Толстого - Мария Львовна Оболенская. Она дорожила покоем отца, который не любил фотографироваться, потому не злоупотребляла своей близостью к нему и снимала Толстого редко. Она практически не фотографировала Толстого во время семейных собраний, в больших группах, с родственниками и знакомыми. НА ее снимках мы видим Льва Николаевича в моменты, которыми он особенно дорожил: за чтением во время отдыха, в общении с близкими людьми. Александра Львовна Толстая, младшая дочь Льва Николаевича, почти до самой его смерти жила с родителями в Ясной Поляне и помогала отцу в перепечатке рукописей, отвечала по его просьбе на многочисленные письма и выполняла другие секретарские поручения. Она фотографировала отца, повинуясь порыву, озорству, желанию зафиксировать на снимках то, что привлекло ее внимание какой-то необычной, смешной черточкой в его одежде, жесте, выражении лица.

Генеральные радиопартнеры

Chocolate Radio Business FM

Стратегические информационные партнеры

Журнал «Профиль» Газета.ru


Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia


Информационные партнеры

Первый канал bfm.ru Сноб RosPhoto The Vanderlust Русский пионер

Photographer.ru Courrier de Russie Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Сlub.foto.ru

ArtTube Арт-Гид