Илья Кабаков. Праздники. 2016. Предоставлено частным коллекционером
Джо Понти (Gio Ponti). Пара редких пуфов из массива ореха, 1950-е. Предоставлено галереей "Палисандр"
Павел Пепперштейн. Без названия. 2016. Предоставлено частным коллекционером
Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass) для Memphis Milano. Стеллаж MAX, 1987. Шпон клена «птичий глаз», терраццо, прозрачный акрил. Предоставлено галереей "Палисандр"
Айдан Салахова. Одалиска. 1999. Ч/б фотография, раскрашенная вручную золотой краской. Предоставлено Пьером Броше
Кофейный столик c фигурным основанием , 1950-е (приписывается Чезаре Лакке). Эбеновое дерево, полированная латунь, прозрачное стекло. Предоставлено галереей "Палисандр"
Дмитрий Гутов. Кризис государства благосостояния, исчерпанность утопической энергии. 2005. Холст, масло. Предоставлено Stella Art Foundation
Евгений Антуфьев. Без названия. 2014. Ткань, вышивка. Предоставлено Artwin Gallery
Нильс (Ниссе) и Кайза Стриннинги (Nils & Kajsa Strinning). Модульная система подвесных стеллажей String, 1950-е. Фабрика: String. Предоставлено галереей "Палисандр"
Владимир Яковлев. Цветок. Без даты. Бумага, гуашь. Предоставлено Stella Art Foundation
Курт Остервиг (Kurt Østervig). Кофейный столик Surfboard, 1950- е. Фабрика: Jason Møbler. Тиковое дерево, латунь, черный лак. Предоставлено галереей "Палисандр"
выставка завершилась
Кураторы: Анна Зайцева, Алина Пинская
Mad House
При поддержке: Mastercard, ЦУМ, Аукционный Дом Phillips
Кураторы: Анна Зайцева, Алина Пинская Кураторы благодарят за неоценимую помощь Кирилла Асса
Экспонаты для выставки любезно предоставлены Stella Art Foundation, галереей «Палисандр», Artwin Gallery, Marina Gisich Gallery, Regina Gallery, Пьером Броше и другими частными коллекционерами.
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Mad House», объединяющую классиков интернационального дизайна и русское современное искусство и продолжающую циклы музея «Дизайн в МАММ» и «Частные коллекции в МАММ».
В разговорном языке словосочетание «сумасшедший дом» — синоним неразберихи. Но здесь это выражение следует понимать буквально. Воображаемый обитатель этого дома — коллекционер, фетишист и немного социопат. Он самовыражается через коллекцию и уютно чувствует себя в хаосе. Хозяин дома делает все по-своему и нарушает привычную диспозицию вещей. Произведения искусства, подобранные в соответствии с его причудливым вкусом, покрывают стены плотным ковром.
Предметы дизайна возносятся на пьедесталы, утрачивая всякую функциональность. Отчасти эта инверсия свидетельствует о чуткости коллекционера к тенденциям, заложенным самими дизайнерами. Он явно предпочитает вещи 1950-х и 1980-х годов, созданных в двух направлениях — mid-century и постмодерн. Оба стиля меняли устоявшиеся каноны и формировали новые тренды. Функциональность такой коллекционной мебели давно уступила по значимости форме, линии, эстетической привлекательности, узнаваемости и другим атрибутам искусства.
Если mid-century — будь то лаконичный скандинавский дизайн, экспрессивные формы итальянского дизайна, французский «сиротский» модернизм или американская «гнутая фанера» — еще выстраивает баланс между формой и функцией, то дизайнеры 1980-х отрицают потребительский подход к своим произведениям и «вырывают» вещи из их привычного, прикладного контекста. Один из главных дизайнеров ХХ века Этторе Соттсасс и его коллеги буквально взорвали художественную среду, представив в 1981 году коллекцию «Мемфис», состоявшую из предметов, ироничных по форме, ярких по цвету и созданных из необычных материалов. Именно такие предметы мебели, оттеснившие прикладной аспект на второй план, страстно коллекционирует обитатель этого безумного дома.
Не менее страстно он коллекционирует искусство, и страсть здесь оказывается важнее искусствоведческой основательности. Хронологически его художественное собрание начинается с конца 1980-х. Судя по наличию в коллекции работ Кабакова, Чуйкова, Булатова, Пепперштейна, наш собиратель явно — хотя и не слишком последовательно — интересуется концептуализмом. При этом основная часть коллекции относится к 1990-м и 2000-м годам и, со всей очевидностью, будет еще пополняться. В свое время легендарный Жан Пол Гетти отбивался от обвинений в том, что его коллекция непоследовательна и основывается на его личном вкусе. Известно, что Гетти зачастую так и не видел живьем скупаемые им произведения, отправляя их прямиком в основанный им музей. Лишь малая часть собрания оседала в его частном доме. Не таков наш коллекционер. Искусство, которое он собирает, составляет плотную среду его обитания. Нам неизвестно, читал ли наш коллекционер книжку директора лондонского музея дизайна Деяна Суджича, где коллекционирование рассматривается как нечто позволяющее взять под контроль и упорядочить хоть крохотную часть беспорядочной вселенной, но этот подход к коллекционированию был бы ему, скорее всего, близок. Это вселенная, законы которой могут быть неочевидны внешнему наблюдателю, но каждая часть которой имеет для ее создателя свой глубоко личный смысл.