Изабель Муньос. Без названия, из серии «Восток». 1992. © Isabel Muñoz
Изабель Муньос. Без названия, из серии «Мифология». 2012. © Isabel Muñoz
Изабель Муньос. Без названия, из серии «Римское барокко». 1995. © Isabel Muñoz
выставка завершилась
Манежная площадь, д. 1 (
www.moscowmanege.ru
Федерико Гарсиа Лорка, впервые воззвавший к «окаменелому спруту», воспел Средиземноморье во многих своих стихах. Но вдохновляла Лорку не соленая морская вода (ей он предпочитал родниковую, в которую цыган бросил лимон), а скорее единение неба с коринфскими капителями, которые наблюдают за рождением богов, во главе с Дионисом и Эросом, и которые делают Венеру символическим центром моря.
Изабель Муньос объездила все берега Mare Nostrum — за странным исключением Греции, возможно, из-за того, что она слишком «первична». Но в «морских» сюжетах Муньос не привлекает ни чистота воды, ни парусники, ни рыбаки, ни сети, ни порты, ни яркие цвета, ни истории людей, ни пейзажи как таковые. Ее Средиземноморье состоит только из солнца и камня.
Путешествуя из Андалусии в Египет и из Турции в Рим, Муньос фотографирует — подчеркивая их суровость — скульптуры, которые были современниками цивилизаций и мифов: от Киклад до барокко, от арабского влияния до отголосков ориентализма. Ее мужские и женские танцующие фигуры или их фрагменты начертаны на архитектурных объектах, где архитектура более не выступает как декорация, а представляет собой затвердевшие формы времени, сгустки воспоминаний о ритуалах и мифах. Муньос расставляет для света ловушки и берет его в плен: то вдруг он цепляется за крыло римского ангела, то сама художница видит свое отражение в маслянистой патине тел турецких борцов.
Мы уже давно знаем, что танцы и физические практики, столь важные для работ Изабель Муньос, — это больше, чем просто фольклор. Это не что иное, как приманка, формальное основание для того, чтобы показать тело во всей его чувственности, воплощенной в платиновой печати.
Если собрать воедино фотографии, сделанные Муньос в бассейне Средиземного моря, становится очевидной одна особенность фотографии как средства — ее связь со скульптурой. Скульптурой, понимаемой как производство и изобретение пространства, как игра с материей и, в конечном счете, как диалог со светом.
Если Средиземноморье Изабель Муньоc состоит не из воды, соблазнов или миражей, а из камня, то именно для этого — для фотографии.
Кристиан Кожоль, куратор