Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Добро пожаловать в горы! Антиромантическая Швейцария Маттье Гафсу

Добро пожаловать в горы! Антиромантическая Швейцария Маттье Гафсу

Маттье Гафсу. Перед Берниной. Из серии «Альпы». 2008 - 2012. Courtesy Galerie C,  Невшатель Маттье Гафсу. Алеч I. Из серии «Альпы». 2008 - 2012. Courtesy Galerie C, Невшатель Маттье Гафсу. Дьяволецца. Из серии «Альпы». 2008 - 2012. Courtesy Galerie C,  Невшатель Маттье Гафсу. Пещера. Из серии «Альпы». 2008 - 2012. Courtesy Galerie C,  Невшатель Маттье Гафсу. На Ронском леднике. Из серии «Альпы». 2008 - 2012. Courtesy Galerie C,  Невшатель Маттье Гафсу. Горнерграт. Из серии «Альпы». 2008 - 2012. Courtesy Galerie C,  Невшатель Маттье Гафсу. Ла-Шо-де-Фон № 1. Из серии «Ла-Шо-де-Фон». 2009 - 2011. Courtesy Galerie C,  Невшатель Маттье Гафсу. Ла-Шо-де-Фон № 15. Из серии «Ла-Шо-де-Фон». 2009 - 2011. Courtesy Galerie C,  Невшатель Маттье Гафсу. Ла-Шо-де-Фон № 22. Из серии «Ла-Шо-де-Фон». 2009 - 2011. Courtesy Galerie C,  Невшатель

Маттье Гафсу. Перед Берниной. Из серии «Альпы». 2008 - 2012. Courtesy Galerie C, Невшатель

Маттье Гафсу. Алеч I. Из серии «Альпы». 2008 - 2012. Courtesy Galerie C, Невшатель

Маттье Гафсу. Дьяволецца. Из серии «Альпы». 2008 - 2012. Courtesy Galerie C, Невшатель

Маттье Гафсу. Пещера. Из серии «Альпы». 2008 - 2012. Courtesy Galerie C, Невшатель

Маттье Гафсу. На Ронском леднике. Из серии «Альпы». 2008 - 2012. Courtesy Galerie C, Невшатель

Маттье Гафсу. Горнерграт. Из серии «Альпы». 2008 - 2012. Courtesy Galerie C, Невшатель

Маттье Гафсу. Ла-Шо-де-Фон № 1. Из серии «Ла-Шо-де-Фон». 2009 - 2011. Courtesy Galerie C, Невшатель

Маттье Гафсу. Ла-Шо-де-Фон № 15. Из серии «Ла-Шо-де-Фон». 2009 - 2011. Courtesy Galerie C, Невшатель

Маттье Гафсу. Ла-Шо-де-Фон № 22. Из серии «Ла-Шо-де-Фон». 2009 - 2011. Courtesy Galerie C, Невшатель

Москва, 12.03.2014—20.04.2014

выставка завершилась

Московский музей современного искусства

Ермолаевский пер. д. 17 (карта проезда)
www.mmoma.ru

Поделиться с друзьями

Куратор: Габриэль Умштэттер

Проект представлен C-Galerie, Невшатель

Куратор: Габриэль Умштэттер

Проект представлен C-Galerie, Невшатель

Свернуть

О выставке

Величественные горы — и город часовщиков... Великолепие дикой природы и рациональное владение миром — казалось бы, что может быть более «швейцарским» и при этом несовместимым? И все же серии «Альпы» (2008-2012) и «Ла-Шо-де-Фон» (2009-2011) швейцарского фотографа Маттье Гафсу удивительным образом дополняют друг друга. Все здесь кажется коварно смешанным или вывернутым наизнанку. Величественный альпийский пейзаж похож на театральную декорацию: он заполнен фигурками людей, словно перенесенных сюда из скучного города. А город, напротив, — с его банальной и функциональной архитектурой — как ни странно, выглядит оазисом уединения и таинственности. На самом деле, туристы издалека приезжают в Альпы, чтобы заново увидеть знакомые и родные картины гор, столь знакомые по компьютерным заставкам или настенным календарям. А областью пересечения двух этих территорий становится странное ощущение себя как типичного швейцарца и иностранца одновременно. Рациональный город и величественные горы участвуют в создании экспортного образа страны, который восходит к истокам нашего современного видения. Не понимая этого, сегодняшние туристы идут по стопам Гёте и Тёрнера и привозят часы, сделанные мудрыми мастерами Юрских гор и поражавшие еще Руссо и Маркса.

Маттье Гафсу полностью осознает эту историческую глубину, все проблемы психологической проекции и точки зрения. Вместо того чтобы избегать этих сложностей, он делает их неотъемлемой частью своей работы. Визуальные отсылки (от Каспара Давида Фридриха до Мартина Парра) неизбежны — и они становятся частью иконографической программы художника. Наши представления сфабрикованы заранее — тогда изображения должны быть выстроены еще более тщательно и осознанно, строго формально. По словам самого Гафсу, идея сделать проект об Альпах возникла у него, когда он задумался над собственной фотографической практикой, отдыхая за границей. В Ла-Шо-де-Фоне — городе, находящемся по соседству с его родной Лозанной, — Гафсу оказался по работе, выполняя на заказ серию фотографий. Он чувствовал себя одновременно и местным жителем, и иностранным туристом. Возможно, эти серии (столь типичные и одновременно совсем не соответствующие нашим представлениям о Швейцарии) — об идентификации, но только говорят они нам об идентификации глобальной, в которой характерные черты родного и иностранного, естественного и искусственного претерпевают глубокие изменения.

Первые романтические путешественники приезжали в горы в поисках идеалистического опыта возвышенного — смешанного чувства, в котором объединялись удовольствие и страх перед сверхчеловеческими силами природы. Но сегодня сверхъестественное — это, похоже, именно следы деятельности человека. Можно задаться вопросом, свойственна ли работам Гафсу та, прежняя двойственность? Они словно представляют идеальную и одновременно чудовищную красоту. Она сродни химере, но фотограф создает ее, отталкиваясь именно от реального мира (его работы бесспорно документальны). Гафсу выстраивает кадр дотошно, с особой тщательностью. Он пытается передать этот мир во всех деталях, с максимальной точностью, следуя великим традициям реалистической живописи и пейзажной фотографии, — но вводя в свои снимки присутствие современного человека и избегая любых готовых суждений.

Габриэль Умштеттер

pro helvetica

При поддержке

Renault


Генеральный информационный партнер

Elle

Стратегический информационный партнер

Журнал «Профиль»

Информационные партнеры

Первый канал Коммерсант FM The Art Newspaper Russia Buro 24/7 Искусство. Издается с 1933 года Foto-Video Диалог Искусств
L’Oeil de la Photographie

Официальный путеводитель «Фотобиеннале 2014»

Арт-Гид