Сергей Эйзенштейн на съемках фильма «Старое и новое» («Генеральная линия»). 1929. Серебряно-желатиновый отпечаток. Государственный центральный музей кино.
Сергей Эйзенштейн на съемках фильма «Старое и новое» («Генеральная линия»). 1929 Серебряно-желатиновый отпечаток Государственный центральный музей кино
Эрик Пырьев на съемках фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный». 1943-1944 Авторский серебряно-желатиновый отпечаток
Николай Черкасов в фильме «Иван Грозный». 1943-1944 Авторский серебряно-желатиновый отпечаток
Людмила Целиковская и Николай Черкасов в фильме «Иван Грозный». 1943-1944 Авторский серебряно-желатиновый отпечаток
Эскиз костюмов к спектаклю Всеволода Мейерхольда «Дом, где разбиваются сердца» (неосуществленная постановка). ГВТМ, Вольная мастерская В.Э. Мейерхольда 1922. Учебная работа. Бумага, аппликация, тушь, нитки Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина.
выставка завершилась
В рамках празднования 20-летия Мультимедиа Арт Музея, Москва
В рамках празднования 20-летнего юбилея МАММ представляет выставку «Монтаж аттракционов», посвященную творчеству великого режиссера, художника, сценариста, педагога, автора фундаментальных работ по теории кино — Сергея Эйзенштейна. Выставка также приурочена к Году кино, который объявлен в России в 2016 году.
Сергей Эйзенштейн — легендарная фигура в истории мирового кинематографа. Невозможно переоценить влияние, которое он оказал на развитие современного российского и зарубежного кино. Эйзенштейну посвящено огромное количество книг и научных исследований, он является одним из наиболее упоминаемых во всем мире режиссеров, а его знаменитый фильм «Броненосец «Потемкин» по праву признан одним из лучших фильмов в истории по итогам опросов критиков, режиссёров и публики.
Выставка в МАММ представляет разные грани творчества Эйзенштейна: его рисунки — от самых ранних, которые показывают, насколько ярко и персонажно он мыслил уже в детстве, до поздних — а рисовал Эйзенштейн всю жизнь. В рисунках энциклопедически образованного гения, словно скорописью намечены его замыслы, осуществленные и неосуществленные, его эмоциональные и интеллектуальные переживания, связанные с мировой культурой, в которой отразилось история человеческой цивилизации. На выставке представлены дружеские шаржи на близких друзей — Михаила Ромма (рисунок доделан самим Роммом и подписан «Частично испорчено М. Роммом»), режиссера Григория Рошаля, актера Максима Штрауха, оператора и фотографа Виктора Домбровского, а также многочисленные автошаржи.
В экспозицию включены эскизы декораций и костюмов к спектаклям, поставленным в 1920-е годы, как самим Сергеем Эйзенштейном, так и другими режиссерами, а также костюмы к фильму «Иван Грозный». Особое место на выставке занимают уникальные артефакты — бисерный ридикюль и серьги, подаренные Эйзенштейном дочери его друга Григория Рошаля — Марианне. С семьей Рошаля Эйзенштейна связывала многолетняя дружба. Дни рождения Марианны и Сергея Эйзенштейна практически совпадали и многие годы праздновались совместно. Позднее, Марианна Рошаль стала студенткой Эйзенштейна и работала ассистентом на съемках киноэпопеи «Иван Грозный». Свой последний подарок Марианне Рошаль Сергей Эйзенштейн сделал, когда был уже тяжело болен и не мог ходить. Он подарил девушке, которую знал с младенчества, бисерный ридикюль с дарственной надписью: «Дорогая сверстница! Не в пример учителю никогда не мечите!». В тот момент у Эйзенштейна были проблемы со второй серией «Ивана Грозного», и он знал, что даже Сталинская премия, полученная за первую серию картины, не спасет от цензуры вторую.
На выставке много фотографий, связанных с жизнью и творчеством режиссера. В их числе портреты Сергея Эйзенштейна, созданные классиками российской фотографии: Александром Гринбергом, Дмитрием Дебабовым, Моисеем Наппельбаумом и др.; фотосъемки знаменитых спектаклей Эйзенштейна времен его работы в «Пролеткульте», фотографии, запечатлевшие его поездку в Америку, снимки Эйзенштейна с деятелями российской и мировой культуры, и конечно, кадры со съемок знаменитых фильмов Сергея Эйзенштейна: «Стачка», «Октябрь», «Броненосец «Потемкин», «Старое и новое», «Бежин луг», «Александр Невский», «Иван Грозный», созданные его друзьями-операторами: Виктором Домбровским, Борисом Франциссоном, Александром Сигаевым и Яковом Толчаном. На выставке будет показана серия, связанная с работой Сергея Эйзенштейна над оперой Рихарда Вагнера «Валькирия», поставленной в Большом театре в 1940-м году.
В экспозиции будут представлены плакаты к фильмам Сергея Эйзенштейна, в том числе две работы Александра Родченко для фильма «Броненосец «Потемкин». Один из плакатов Родченко стал каноническим и был широко растиражирован, а другой, не вошедший в рекламную кампанию фильма, существует в единственном экземпляре, отрисованном художником.
Главное место на выставке, конечно, отведено фрагментам кинофильмов Сергея Эйзенштейна. В своей знаменитой статье «Монтаж аттракционов» 1923-го года Эйзенштейн писал: «Аттракцион в разрезе театра — всякий агрессивный момент театра, то есть всякий элемент его, подвергающий зрителя чувственному или психологическому воздействию, опытно выверенному и математически рассчитанному на определенные эмоциональные потрясения воспринимающего ... Аттракцион в формальном плане я устанавливаю как самостоятельный и первичный элемент конструкции спектакля — молекулярную (то есть составную) единицу действенности театра и театра вообще. В полной аналогии — „изобразительная заготовка“ Гросса или элементы фотоиллюстраций Родченко». Эту статью Эйзенштейн писал еще во время своей работы в театре, но именно в ней был сформулирован его творческий метод, который он будет развивать, работая в кинематографе — «монтаж аттракционов».
Революционная теория «монтажа аттракционов» сегодня актуальна как никогда. В эпоху нарастающего информационного шума, борьба за чувства и мысли зрителей является главным для каждого художника.
В юбилейный год в нашем музейном пространстве одновременно встречаются выставки двух великих новаторов русского искусства, начало творческой деятельности которых совпало с началом ХХ века и его великими революционными потрясениями — Александра Родченко и Сергея Эйзенштейна. Оба они жили и работали во имя будущего. Их творчество изменило развитие российской и мировой культуры и, почти сто лет спустя, не теряет своей актуальности. Их уникальные ракурсы и визуальные метафоры задают вектор движения.
Генеральные радиопартнеры |
Стратегические информационные партнеры |