Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Андрей Хржановский - Мой круг

Андрей Хржановский
Мой круг

Андрей Хржановский. Автошарж. 2005. Бумага, чернила. Предоставлено автором. Целлулоидная фаза к фильму «Бабочка».Режиссер Андрей Хржановский.
Художники-постановщики: Гелий Аркадьев, Юрий Нолев-Соболев. Союзмультфильм.
1972.
Целлулоид, перо, краска заливочная.
Из собрания Государственного центрального музея кино. Александра Павлова. Рабочий материал к фильму «Нос, или заговор “не таких”». Режиссер Андрей Хржановский. 2018. Бумага, пастельный карандаш.
Предоставлено Школой-студией «ШАР». Кадр из фильма «Стеклянная гармоника». Режиссер Андрей Хржановский. Художники-постановщики: Юло Соостер, Юрий Нолев-Соболев. Союзмультфильм. 1968. Бумага, акварель, гуашь, аппликация. Из собрания Государственного центрального музея кино. Целлулоидная фаза к фильму «Жил-был Козявин». Режиссер Андрей Хржановский. 
Художник-постановщик Николай Попов.
Художники: Дмитрий Анпилов, Гелий Аркадьев
Союзмультфильм. 1966. Целлулоид, краска заливочная. Из собрания Государственного центрального музея кино. Целлулоидная фаза к фильму «Лев с седой бородой». Режиссер Андрей Хржановский. Художник-постановщик Сергей Бархин.
Художники: Гелий Аркадьев, Анна Вронская
Школа-студия «ШАР». 1995. Целлулоид, краска заливочная. Из собрания Государственного центрального музея кино.

Андрей Хржановский. Автошарж. 2005. Бумага, чернила. Предоставлено автором.

Целлулоидная фаза к фильму «Бабочка».Режиссер Андрей Хржановский. Художники-постановщики: Гелий Аркадьев, Юрий Нолев-Соболев. Союзмультфильм. 1972. Целлулоид, перо, краска заливочная. Из собрания Государственного центрального музея кино.

Александра Павлова. Рабочий материал к фильму «Нос, или заговор “не таких”». Режиссер Андрей Хржановский. 2018. Бумага, пастельный карандаш. Предоставлено Школой-студией «ШАР».

Кадр из фильма «Стеклянная гармоника». Режиссер Андрей Хржановский. Художники-постановщики: Юло Соостер, Юрий Нолев-Соболев. Союзмультфильм. 1968. Бумага, акварель, гуашь, аппликация. Из собрания Государственного центрального музея кино.

Целлулоидная фаза к фильму «Жил-был Козявин». Режиссер Андрей Хржановский. Художник-постановщик Николай Попов. Художники: Дмитрий Анпилов, Гелий Аркадьев Союзмультфильм. 1966. Целлулоид, краска заливочная. Из собрания Государственного центрального музея кино.

Целлулоидная фаза к фильму «Лев с седой бородой». Режиссер Андрей Хржановский. Художник-постановщик Сергей Бархин. Художники: Гелий Аркадьев, Анна Вронская Школа-студия «ШАР». 1995. Целлулоид, краска заливочная. Из собрания Государственного центрального музея кино.

Москва, 20.12.2019—16.02.2020

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова
Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова

Свернуть

О выставке

Андрей Хржановский
Мой круг

20 декабря 2019 — 16 февряля 2020

Стратегический партнер музея: Ahmad Tea
Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова

Мультимедиа Арт Музей, Москва в сотрудничестве с Музеем кино и Киностудией «Союзмультфильм» представляют выставку «Андрей Хржановский: мой круг», приуроченную к 80-летию выдающегося режиссера и сценариста анимационных фильмов.

В экспозицию вошли рисунки, эскизы, отрывки фильмов и рабочие материалы к ним, созданные друзьями и коллегами Андрея Хржановского, который работал с Юло Соостером, Владимиром Янкилевским, Юрием Нолевым-Соболевым, Николаем Поповым, Сергеем Бархиным и другими. На выставке также будут показаны эскизы к новому, еще не законченному фильму автора: «Нос, или Заговор „не таких“» по мотивам повести Николая Гоголя «Нос».

 

Андрей Хржановский — Народный артист Российской Федерации, Лауреат Государственной премии Российской Федерации, Государственной премии РСФСР имени Н. К. Крупской, Премии Правительства Российской Федерации, предпочитает, когда его называют режиссером анимационных фильмов. Именно так — от латинского слова anima, что означает: «душа», — с недавних пор в нашей стране начали называть мультфильмы. Прежнее название происходит от латинского multus и применительно к кино может быть переведено как «искусство умножения». По мнению режиссера, «… коль скоро речь идет об искусстве, душа здесь выглядит более уместно».

В преддверии выставки Андрей Хржановский прислал нам текст, в котором он рассказывает о самых важных для понимания его творчества моментах своей биографии, событиях и встречах. Мы бы хотели привести его здесь целиком:

 

«„То об Пушкина, то об Гоголя…“

 

С детских лет я был „заражен“ искусством, еще не догадываясь о том, что впоследствии прочитал у мудрейшего Юрия Михайловича Лотмана: „Во взаимоотношениях жизни и искусства последнее надо воспринимать как высшее выражение жизни“.

 

Также с рождения мне повезло: все пятеро маминых братьев, две сестры и сама мама с детства обучались музыке. И хотя не все стали профессиональными музыкантами, музыка в доме звучала постоянно.

 

Отец же, помимо музыкальных способностей и абсолютного слуха, с детских лет, проведенных в Иркутске, обучался живописи, а, переехав в Ленинград, продолжил эти занятия, перепробовав педагогическую методику выдающихся мастеров — Кузьмы Петрова-Водкина, Казимира Малевича, Михаила Матюшина — прежде, чем обосноваться в мастерской Павла Филонова в составе группы „Мастеров аналитического искусства“ (МАИ).

 

Отвечая на часто задаваемые вопросы: „Когда Вы в первый раз влюбились?“ — говорю: „В 6 лет, и потом в 12“.

 

Первой любовью был А. С. Пушкин. Имеется доказательство в виде портрета Александра Сергеевича, а также рисунки дуэли Пушкина, сделанные в этом возрасте.

 

В 1952 году отмечалось столетие со дня смерти Н. В. Гоголя. Дед подарил мне подписку и первый том сочинений классика, выпускаемых в связи с этой датой. Снимаю шляпу перед гением Толстого, Достоевского, Чехова, но Гоголя до сих пор держу на особом счету. Счастлив, что удалось потрудиться над наследием обоих классиков.

 

Я пришел на студию „Союзмультфильм“ в 1964 году — 55 лет тому назад. Сегодня мне 80. Если я сделал что-то неоспоримо значительное для искусства анимации, в котором работаю до сих пор, так это то, что привел в него замечательных художников — Николая Попова, Юло Соостера, Юрия Соболева, Владимира Янкилевского, Сергея Бархина, Марину Азизян… Пользуясь их дружбой и их искусством, а также используя рисунки А. С. Пушкина, Федерико Феллини и Иосифа Бродского, я сделал десять фильмов. В работе над фильмом „Нос, или Заговор “не таких”“ участвовали талантливые молодые художницы, выпускницы ВГИКа, Александра Павлова и Варя Яковлева.

 

Мы показываем зрителю не только готовые фильмы и фрагменты как результат нашей с художниками работы, но и заготовки, сделанные в ее процессе».

С 1 января по 13 января, во время новогодних праздников, в МАММ пройдут показы всех фильмов легендарного режиссера Андрея Хржановского. Дети и взрослые получат редкую возможность познакомиться с признанными шедеврами мирового анимационного кино:

«Жил-был Козявин», 1966 г. Художник-постановщик: Николай Попов. 9 мин. 48 сек.

«Стеклянная гармоника», 1968 г. Художники-постановщики: Юло Соостер, Юрий Нолев-Соболев. 19 мин. 40 сек.

«Бабочка», 1972 г. Художники-постановщики: Юрий Нолев-Соболев, Гелий Аркадьев. 9 мин. 48 сек.

«В мире басен», 1973 г. Художники-постановщики: Владимир Янкилевский, Николай Попов. 10 мин. 54 сек.

«День чудесный», 1975 г. Художник-постановщик: Гелий Аркадьев. 15 мин. 42 сек.

«Чудеса в решете», 1978 г. Художник-постановщик: Наталья Орлова. 9 мин. 52 сек.

«Я к вам лечу воспоминаньем», 1977 г. Художники-постановщики: Гелий Аркадьев, Юрий Батанин, Владимир Янкилевский. 29 мин. 01 сек.

«И с вами снова я…», 1980 г. Художники-постановщики: Гелий Аркадьев, Юрий Батанин, Владимир Янкилевский. 28 мин. 54 сек.

«Осень», 1982 г. Художники-постановщики: Гелий Аркадьев, Юрий Батанин. 43 мин. 44 сек.

«Королевский бутерброд», 1985 г. Художник-постановщик: Владимир Зуйков. 10 мин. 32 сек.

«Школа изящных искусств. Пейзаж с можжевельником», 1987 г. Художники-постановщики: Тенно-Пент Соостер, Валерий Угаров. 29 мин. 36 сек.

«Школа изящных искусств. Возвращение», 1990 г. Художник-постановщик: Тенно-Пент Соостер. 1 ч. 07 мин. 46 сек.

«Лев с седой бородой», 1995 г. Художник-постановщик: Сергей Бархин. 29 мин. 59 сек.

«Полтора кота», 2002 г. По мотивам произведений Иосифа Бродского. 27 мин. 25 сек.

«Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», 2009 г. 2 ч. 10 мин.

Пресс-релиз (docx, 94кБ)

Соорганизаторы выставки

Музей кино Союзмультфильм


Стратегический партнер

AhmadTea


Генеральный радиопартнер

Серебряный дождь

Стратегический информационный партнер

ELLE


Информационные партнеры

Первый канал BURO Appolo RosPhoto The Vanderlust Русский пионер Photographer.ru Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Crocus TV Арт-Гид The Village