Дамир Муратов. Ночью все Малевич. 2015.
Дамир Муратов. Все идет по плану. 2017.
Дамир Муратов. Идешь и дешево. 2018
Дамир Муратов. Whose Shoes? 2017.
Дамир Муратов. Опята и Черный Квадрат.
Дамир Муратов. Зимний пейзаж с лыжами. 2018.
Дамир Муратов. Птица — друг человека. 2018.
Дамир Муратов. Навсегда
выставка завершилась
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
ГАЛЕРЕЯ 11.12
ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВЫСТАВКУ
Дамир Муратов
Навсегда
Куратор: Анна Зайцева
При поддержке VOLVO CAR RUSSIA
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку одного из самых ярких современных художников — Дамира Муратова, автора знаменитых «Che Burashka» и «Mickey Mao», создателя «United states of Siberia» и «Беднотауна» в Омске.
Дамир Муратов признается, что концепция выставки «Навсегда», объединяющей работы, созданные в 2017 году, никак не складывалась, не хватало одного «паза». Все встало на свои места после поездки в Стамбул и знакомства с книгой Орхана Памука «Город воспоминаний», пронизанной печалью по былому величию Османской империи.
«Светлая печаль» и стала тем самым, недостающим, эмоциональным и смыслообразующим центром проекта, позволяющим идентифицировать чувства поколения людей, родившихся в советское время. Это совокупность едва намеченных символов и кодов, увидев которые, поколение «советских детей» узнает себе подобных и испытывает ностальгию.
Дамир Муратов — один из самых остроумных современных художников. Тема «советского», которую он вводит в свое искусство, не окрашена идеологически. Это элементы «пейзажа», которые окружали его с детства, к которым он относится созерцательно, не оценивая критически. Это некая данность, в которой прошла часть жизни.
Проект Дамира Муратова — это размышление о времени, как о преходящей субстанции, которое он транслирует через обращение к советским образам, выбирая в качестве референса для своих произведений эфемерные предметы — этикетки, фантики и предметы ширпотреба.
Дамир Муратов ассимилирует эссенцию того времени, перенося ее в современность, адаптируя это сложно формулируемое чувство так, чтобы его могло прочувствовать поколение, не заставшее Советский Союз.
«Вообще у меня разговор даже не о ценностях. Ценности везде одинаковые: семья, дети, как
у всех людей, как пел Летов, а скорее об этой неуловимости момента — это не тоска, не скорбь, а именно «светлая печаль». (Дамир Муратов)
Художник пишет не для того, чтобы найти оправдания или ответы, он просто повествует, делится эмоциями, про себя называя свой образ мыслей «постсоветским романтизмом», сравнивая его с европейской формой буддизма.
«Мне хотелось бы рассказать через картинки свою историю. Я жил вместе со страной. Без пафоса», — рассказывает Дамир Муратов.
Музей выражает искреннюю благодарность Рене Зейналовой, Валентину Куриленко, Андрею Малахову, Виктории Федоровой и Евгению Ханину, предоставившим работы для выставки.
Дамир Муратов родился в 1967 году в Тобольске. Окончил художественно-графический факультет Омского государственного педагогического университета им. А. М. Горького (1998).
Среди его персональных выставок: «Все засыпет хвоей наших кедров» (галерея «Белый куб», Омск; Красноярский культурно-исторический музейный комплекс, 2011–2012), «Как я провел лето» (галерея «Боли Шер», Омск, 2012), «Конец цвета» (галерея X—Max, Уфа, 2012), From Siberia with Love (11.12 GALLERY, Москва, 2013), «Белые солдаты» (Музей современного искусства «Эрарта», Санкт-Петербург, 2013), Random Skier (Dukley Art Center, Котор, Черногория, 2015), «Искусство привидений» (11.12 GALLERY, Москва, 2017) и др.
Участник групповых выставок: «Соединенные штаты Сибири» (Здание Табачной фабрики, Пермь; Сибирский центр современного искусства, Новосибирск; галерея «Культурный альянс», Москва; Лофт Проект «Этажи», Санкт-Петербург, 2012–2013), 7-й международный симпозиум современного искусства «Аланика» (Владикавказ, 2013), «Урал-Трансцендентал» (Центр дизайна ARTPLAY, Москва, 2015), «Бажов-фест. Новые уральские мифологии» (Уральский филиал Государственного центра современного искусства, Екатеринбург, 2016), Триеннале российского современного искусства (Музей современного искусства «Гараж», 2017),
Art Riot Post-Soviet Actionism / «Арт-восстание. Постсоветский акционизм» (Saatchi Gallery, Лондон, 2018), Первая международная биеннале современного искусства (Бухарест, 2018).
Принимал участие в оформлении спектаклей БДТ им. Товстоногова, Северо-Казахстанского областного театра кукол и Московского Губернского театра.