Хайко Шефер. Обложка книги художника «Непрерывный контроль» (Die Arbeit in und an Aufmachungen), 152 стр. 2019 Предоставлено автором
Хайко Шефер. «Непрерывный контроль» (Die Arbeit in und an Aufmachungen), стр. 100–101. 2019 Предоставлено Вестфальским кунстферайном и автором
Хайко Шефер. «Непрерывный контроль» (Die Arbeit in und an Aufmachungen), стр. 144. 2019 Предоставлено автором
выставка завершилась
Хайко Шефер
Непрерывный контроль
25 октября 2019 — 17 ноября 2019
Куратор: Анна Зайцева
Выставка проходит в рамках программы культурного обмена между Москвой и Дюссельдорфом
Свои последние проекты Хайко Шефер создает на текстильных фабриках Франции, Германии, а теперь и России. Руководствуясь единым творческим методом — сосредотачиваясь на подробностях одного из процессов текстильного производства, — он стремится охватить множество реалий, социальных отношений и заводских технологий. Задействуя приемы реалистической и концептуальной фотографии, а также видеоарта, он сделал целый ряд коротких фотографических серий. В проекте «Работа с каретками для бобин» (Travailler avec les chariot bobines), осуществленном в 2015–2017 годах в цехах Нуайонской фабрики и фабрики Codentel в Кале (Франция), автор отобразил различные стадии проверки и подготовки к использованию высокоточных деталей станков, так называемых кареток для бобин, играющих важную роль в изготовлении известного «кружева Кале» (Dentelle de Calais).
Серия «Непрерывный контроль» началась с посещения Шефером двух ткацких фабрик в немецком городе Вупперталь. Художник запечатлел работу по контролю качества, проведению проверочных замеров и устранению дефектов продукции, которую проводит специализированный производственный отдел — Aufmachung (отдел технического контроля). Наименование этой фотосерии и дало название выставке в МАММ. В экспозицию вошли новые снимки, сделанные Шефером на производственных площадках Трехгорной мануфактуры в Москве, где художник задокументировал контроль качества текстильных полотен после их складывания и процесс изготовления текстильных образцов. В состав выставки также вошли две фотокниги — результат работы Шефера в Вуппертале и Кале.
Целью его художественного исследования является критическое переосмысление ряда идей, изложенных еще в тексте Фридриха Энгельса «Положение рабочего класса в Англии. По собственным наблюдениям и достоверным источникам» (1845), которые нашли продолжение в труде Луи Альтюссера «За Маркса» (1965), а в наши дни — у Гаятри Чакраворти Спивак.
Оперируя такими дискурсивными понятиями, как «историческая темпоральность диалектической формы образа» или «темпорализованная атемпоральность», актуализированными Питером Осборном, автор хочет создать пространство для их коллективного переосмысления, сочетая теоретический поиск с практической поездкой на «Трехгорку», предпринятой им вместе с другом.
Фотографии из серии «Непрерывный контроль», снятые в Германии, были показаны в этом году в Galerie der Gegenwart (Вестфальский кунстферайн) в Мюнстере.
Автор благодарит Трехгорную мануфактуру (Москва) за открытость к сотрудничеству и поддержку, позволившие расширить проект «Непрерывный контроль» за счет новых съемок.