Владимир Соколаев. «Счастье». Улица Обнорского. Новокузнецк. 1 мая 1983
Владимир Воробьев. Вертолет с «Правдой». Новокузнецк. 1982
Николай Бахарев. Из цикла «Отношение». Новокузнецк. 1988-1993. Собрание МАММ/МДФ
Николай Бахарев. Из цикла «Отношение». Новокузнецк. 1988-1993. Собрание МАММ/МДФ
Владимир Воробьев. Взгляд поверх головы. Мясной ряд на Центральном рынке. Новокузнецк. 1981
Владимир Воробьев. Демонтаж подъездного козырька. Междуреченск. 1981
Владимир Соколаев. Гараж из белья во дворе на Невском проспекте. Ленинград. 24 июня 1982
Владимир Воробьев. Молодой отец с приятелем у роддома №1. Новокузнецк. 1981
Владимир Соколаев. День донора на Кузнецком металлургическом комбинате. Новокузнецк. 16 сентября 1981
Владимир Соколаев. Скорая помощь. Попытка спасения самоубийцы на улице Покрышкина. Новокузнецк. Май 1978
выставка завершилась
ул. Бориса Ельцина, д. 3
yeltsin.ru
Москва
Мультимедиа Арт Музей/Московский Дом Фотографии
Екатеринбург
Ельцин Центр
Выставка продолжает серию проектов МАММ, посвященных истории российской фотографии и истории России в фотографии. Под объединяющим грифом «школа» она представляет новокузнецких фотографов, полярных по своим мировоззренческим и эстетическим установкам.
Николай Бахарев — одна из самых значительных и таинственных фигур российской фотографии конца ХХ века. Провинциальный фотограф, создававший заказные портреты, с начала 1990-х становится одним из самых востребованных в России и за рубежом художников. Его работы участвуют в групповых и персональных выставках, попадают в музейные и частные коллекции; они были представлены в основной программе 55-й Венецианской биеннале и на Международных фотографических встречах в Арле в 2013 году.
Николай Бахарев, родившийся в деревне Михайловка Алтайского края в 1946 году, рано потерявший родителей и выросший в детском доме, начал свою трудовую деятельность на Кузнецком металлургическом комбинате — том самом КМК, где в 1970-х — начале 1980-х годов работают штатными фотографами Воробьев и Соколаев. В 24 года, в 1970 году, Бахарев становится профессиональным фотографом в службе быта, и формат «съемки на заказ» оказывается определяющим для его индивидуальной эстетики. Фотографии на заказ должны были нравиться клиенту. Поэтому Бахарев тщательно выстраивает композицию, позы, ловит моменты счастья и предельного самовыражения своих героев.
Цикл «Отношение» снимался на новокузнецких пляжах в конце 1980-х — начале 1990-х — когда рушился весь уклад привычной советской жизни, и фотографы вынуждены были искать заказчиков самостоятельно. В частности, они работали на пляжах, делая для отдыхающих снимки на память. Казалось бы обычные «пляжные» фотографии Бахарева стали классикой российской фотографии, портретом эпохи в момент ее исторического слома. Люди скидывали одежду на отдыхе и вместе с ней — социальную детерминированность советского человека, который воспитывался и жил как винтик системы, максимально нивелировавшей любые индивидуальные различия, в том числе гендерные. Раздетые и позирующие уличному фотографу люди спонтанно проявляли тягу к совместности. Наверное, неслучайно большинство портретов — групповые.
Творческий метод Бахарева состоит в эстетической дистанцированности от объекта съемки при полной включенности в момент создания композиции. Эта тактика была абсолютно нетипична для советской фотографии того времени. Можно сказать, что Бахарев снимает своих героев в эстетике наивного искусства или art brut, предельно нивелируя свое авторское вторжение, которое остается за кулисами и проявляется только в момент постановки, запускавшей механизмы самопрезентации персонажей.
Владимир Соколаев и Владимир Воробьев по своим мировоззренческим и эстетическим установкам оппонировали самому понятию «съемки на заказ», даже работая штатными фотографами на крупнейшем металлургическом предприятии СССР, режимном объекте — Кузнецком металлургическом комбинате. Им близка та линия развития фотографии, которая брала свое начало в движении фотолюбительства, появившемся на волне хрущевской оттепели в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Здесь в фокусе оказывается прежде всего индивидуальность, внутренний мир конкретного человека, и эта линия противостояла канонам социалистического реализма, унифицировавшего конкретных людей до социальной общности — советского народа.
В 1978 году Воробьев, Соколаев и Александр Трофимов создают творческое фотографическое объединение «ТРИВА», которое два года спустя получает официальную регистрацию и становится первой в СССР зарегистрированной творческой группой фотографов.
Еще в 1960-е годы Министерство черной металлургии выпустило распоряжение об организации на всех крупных заводах кино- и фотостудий — для съемки идеологически выдержанных и качественных материалов о производстве. Такая студия появилась и на КМК — «КМК-фильм». Именно она и стала производственной базой группы «ТРИВА» — мощный кинофотокомбинат, обеспеченный всем необходимым осветительным и съемочным оборудованием, реактивами, фотобумагой. Участники группы снимали на территории огромного режимного завода, в который другим фотографам практически не было доступа. Группа первая стала устраивать уличные выставки — на заводских стендах в городе. За год существования приняла участие в 19 выставках, в том числе и зарубежных.
Но уже через год после регистрации, по решению Кемеровского обкома КПСС, группа была расформирована «за распространение идеологически вредных фотографий». Такова была реакция властей на попытку фотографов отправить свои снимки в Амстердам на конкурс World Press Photo. В 1982 году все участники «ТРИВА» были уволены с комбината, но Соколаев и Воробьев вскоре создали фотолабораторию на другом предприятии и продолжили работать вместе. По словам Соколаева, «оставшись без завода, мы вышли с „Лейками“ на улицы родного города».
У фотографов «ТРИВА» была своя, последовательно и строго реализуемая, концепция фотографии, которая позволяет говорить об этих фотографах как о школе. Полное отсутствие постановочности, которая доминировала в официальном советском фотоискусстве. Строгое невмешательство в документируемое событие, отказ от искусственно созданной «художественности», печать полного кадра. Владимир Соколаев так описывал принципы и интересы группы: «Очень серьезно прорабатывалась теория фотографии, ее репортажная основа (...) Съемка штатными 50-миллиметровыми объективами стала определяющей, ибо созданная ими фотография сохраняла привычную для глаза перспективу, а при рассматривании создавала ощущение „окна в событие“. Метод погружения в событие стал основным способом съемки. А чтобы подчеркнуть полноту документа, мы стали печатать со всего негатива, вместе с перфорацией. Через какое-то время от печати с перфорацией отказались — слишком „художественно“, — а печать с полного негатива сохранили до сих пор...»
После увольнения с комбината фотографам закрывается доступ на официальные выставки и начинается работа «в стол». Большинство фотографий, которые сегодня можно увидеть в МАММ, когда-то были доступны только узкому, дружескому кругу фотографов — на квартирных выставках и в самиздатовских фотоальбомах. Теоретическое осмысление фотографии, критика происходила тоже в узком кругу: бывая в Москве, фотографы общались с Александром Слюсаревым, Валерием Щеколдиным, Владимиром Семиным, Юрием Рыбчинским.
Сегодня, тридцать лет спустя, к фотографам «ТРИВА» возвращается заслуженное признание. В 2013 году масштабную выставку «ТРИВА — фотоманифест пролетариата» подготовил Сибирский центр современного искусства. Она была показана в Томске, Красноярске, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Кемерово.
Выставкой «Новокузнецкая школа фотографии» МАММ продолжает ликвидировать пробелы в истории российской фотографии. Музей выражает искреннюю благодарность за помощь в подготовке выставки Владимиру Соколаеву, который на протяжении многих лет занимается сохранением, систематизацией и описанием творческого наследия группы «ТРИВА».
Генеральный информационный партнер |