Уильям Кляйн. 4 женщины, супермаркет, 1955. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание автора
Уильям Кляйн. Женщина + мундштук, 1955. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание автора
Уильям Кляйн. Rheingold, 1954–1955. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание автора
Уильям Кляйн. Молитва + грех, 1954. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание автора
Уильям Кляйн. Пистолет-2, 1954. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание автора
Уильям Кляйн. Пистолет-1, 1955. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание автора
Уильям Кляйн. 7UP, 1954–1955. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание автора
Уильям Кляйн. 75 + Борьба с коммунизмом, 1955. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание автора
Уильям Кляйн. 4 головы, 1954. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание автора
выставка завершилась
В рамках
Уильям Кляйн (19 апреля 1928 - 10 сентября 2022) — американский фотограф, признанный одним из ста самых влиятельных фотографов в мире, и кинорежиссер, автор более двадцати художественных и документальных фильмов. На протяжении десяти лет — с 1955 по 1962 — был штатным фотографом журнала Vogue. Обладатель Премии Надара (1957) и Премии Хассельблад (1990).
Серия о Нью-Йорке была задумана Кляйном как фотографический дневник его возвращения в родной город. Уехав в 18 лет воевать в Европу, после войны он остается в Париже изучать живопись и начинает работать в мастерской Фернана Леже. Именно у Леже, тогда еще в качестве художника-декоратора, он усваивает принцип работы, который впоследствии станет его визитной карточкой: выходить из мастерской и работать в контексте города. Вначале фотография увлекает его как новый путь развития его абстрактной живописи, но постепенно она, по его же словам, открывает ему глаза на окружающий мир. Свои ощущения от возвращения в Нью-Йорк после восьмилетнего отсутствия он описывает как некий транс, зафиксированный с помощью фотоаппарата.
Уже самые первые эксперименты Кляйна с фотографией, основанные исключительно на знаниях живописца и с минимальными навыками обращения с камерой, нравятся главному редактору журнала Vogue Алексу Либерманну — и он предлагает ему работу. Никогда не интересовавшийся фэшн-фотографией, Кляйн принимает предложение — и этот шаг определяет все дальнейшее развитие фотографии моды. Именно Кляйн впервые отказался от постановочного света, начал снимать моделей прямо на улице и работать в «псевдорепортажной» манере.
Работа в глянце позволяла Кляйну делать независимые проекты — и первым из них стал именно «Нью-Йорк». Несмотря на то, что Vogue спонсировал производство работ, в публикации книги было отказано. Кляйн называл эту съемку «жестоким дадаистским наскоком на город», но общественность не приняла этот агрессивный образ. Вызывающая «непрофессиональность» фотографий — зерно, контраст, размытость, съемка широкоугольным объективом крупных планов, — и непохожесть на классические снимки города, переплетались с отчаянно субъективным взглядом, который смотрел на мегаполис с феноменальной документальной резкостью. «Жалкая, развращенная, неуютная берлога, средоточие всей мировой тревоги» — Нью-Йорк предстал образами малолетних обитателей Гарлема, цыган, напыщенных посетителей ночных клубов, домохозяек, сметающих продукты в супермаркете, людских толп и пошловатых рекламных вывесок. Кляйн подходил к жителям Нью-Йорка как антрополог, исследующий повадки аборигенов.
В отличие от Америки, Европа безоговорочно приняла этот новый образ Нью-Йорка — и в
1956 году книга вышла в свет в парижском издательстве. Ее название было в духе рекламных
слоганов: Life is Good and Good for You in New York («Жизнь хороша и хороша для Вас в
Нью-Йорке»). Этот альбом сделал Уильяма Кляйна знаменитым, открыв новую страницу в
фотоискусстве и навсегда изменив его.