Uno Moralez. Из серии «Синие зубы». 2017. Пиксельная графика. Предоставлено автором и галереей «Триумф»
Uno Moralez. Альберт и Роза. 2017. Пиксельная графика. Предоставлено автором и галереей «Триумф»
Uno Moralez. Из серии «Синие зубы». 2017. Пиксельная графика. Предоставлено автором и галереей «Триумф»
Uno Moralez. Les Maitres. 2011. Анимация. Предоставлено галереей «Триумф»
Uno Moralez. Яков. 2015. Анимация. Предоставлено автором и галереей «Триумф»
Uno Moralez. Из серии «Синие зубы». 2017. Пиксельная графика. Предоставлено автором и галереей «Триумф»
выставка завершилась
Uno Moralez
О том, что помнишь, позабудь
При поддержке .Art
Куратор: Марина Бобылева
Архитектор: Ксения Лукьянова
Мультимедиа Арт Музей, Москва и галерея «Триумф» представляют первую масштабную выставку одного из самых интригующих и загадочных современных российских художников Uno Moralez «О том, что помнишь, позабудь». В экспозицию вошли серии, созданные автором за последние десять лет.
В интернете найти изображения, гиф-анимацию и комиксы Uno Moralez намного проще, чем сведения о самом художнике. Известно, что он родился и вырос в Уфе и прославился под псевдонимом, который случайно выбрал для своего аккаунта в ЖЖ. Его первые работы, выполненные в технике пиксельной графики, появились в сети в конце нулевых и моментально распространились в блогах, форумах и социальных сетях. Очень быстро художник завоевал признание и в зарубежном комикс-комьюнити. В 2017 году прошла первая выставка Uno Moralez, после которой он немедленно попал в топ «New East 100», объединяющий выдающихся современных художников, дизайнеров и визионеров из Восточной Европы.
В работах Uno Moralez мистическая атмосфера сочетается с антуражем перестройки, стилистикой видеоигр и японских комиксов манга 1970–1990-х годов. Чуткость художника к мельчайшим деталям, проработка персонажей и ситуаций переносят зрителя в параллельные измерения, наполненные скрытыми страхами и фантазиями. Uno Moralez развивает нарратив, постепенно добавляя инородные элементы в каждом последующем кадре, тем самым приметы привычного мира разрушаются, теряют свои функции, и персонаж (как и зритель) неизбежно сталкивается с существами или силами, не поддающимися рациональному объяснению.
Работы Uno Moralez выходят за рамки иллюстрации как жанра, создавая собственный микромир — настораживающий, тревожный и нестабильный, как и эпоха, к которой чаще всего обращается художник. Сюжеты его серий отсылают к детским страшилкам с узнаваемыми атрибутами массовой культуры 1980–1990-х годов. В одном из интервью он рассказал, что придумывает истории, отталкиваясь от подростковых воспоминаний, — так в его работах появляются милиционеры, которые, по словам художника, «могли быть похожими на дядю Степу, а могли быть оборотнями», а прототипами некоторых персонажей стали его одноклассники. На поколение, окончившее школу в конце 1980-х, обрушилась масса потрясений: перестройка, распад СССР, «лихие девяностые» и, наконец, медийная революция. Появились игровые приставки, компьютеры Atari и первые видеосалоны, где популярные голливудские блокбастеры с неофициальным дубляжем чередовались с фильмами категории «Б» и аниме. В сериях Uno Moralez визуальные приметы того времени позволяют зрителю испытать чувство ностальгии и сюрреалистического ужаса, когда пиксельное изображение возникает как будтоё из помех в старом телевизоре.
Изначально работы художника существовали только в сетевом мире, но при переходе в оффлайн они не только не потеряли свои художественные свойства, но даже приобрели новые. Каждую историю Uno Moralez дополнят мультимедийной инсталляцией, которая становится проводником в лабиринты подсознания, где встречаются существа неизвестной природы, предметы приобретают неожиданные функции, а пространство постоянно трансформируется и меняет свои границы.