Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Модернизм в японской фотографии. 1930-е. Осаму Сиихара

Модернизм в японской фотографии. 1930-е. Осаму Сиихара

Осаму Сиихара.
Двойное лицо, 1930-е.
© Фонд Осаму Сиихара, предоставлено МЕМ, Токио Осаму Сиихара.
Макияж, 1930-е.
© Фонд Осаму Сиихара, предоставлено МЕМ, Токио Осаму Сиихара.
Без названия, 1930-е.
© Фонд Осаму Сиихара, предоставлено МЕМ, Токио Осаму Сиихара. Вверх - в сторону - вниз.1930-е.
© Фонд Осаму Сиихара, предоставлено МЕМ, Токио Осаму Сиихара.
Без названия, 1939.
© Фонд Осаму Сиихара, предоставлено МЕМ, Токио Осаму Сиихара.
Четыре натюрморта, этюд А, 1930-е.
© Фонд Осаму Сиихара, предоставлено МЕМ, Токио Осаму Сиихара.
Фото-живопись, 1930-е.
© Фонд Осаму Сиихара, предоставлено МЕМ, Токио Осаму Сиихара.
Баланс, 1930-е.
© Фонд Осаму Сиихара, предоставлено МЕМ, Токио Осаму Сиихара.
Автопортрет, 1930-е.
© Фонд Осаму Сиихара, предоставлено МЕМ, Токио

Осаму Сиихара. Двойное лицо, 1930-е. © Фонд Осаму Сиихара, предоставлено МЕМ, Токио

Осаму Сиихара. Макияж, 1930-е. © Фонд Осаму Сиихара, предоставлено МЕМ, Токио

Осаму Сиихара. Без названия, 1930-е. © Фонд Осаму Сиихара, предоставлено МЕМ, Токио

Осаму Сиихара. Вверх - в сторону - вниз.1930-е. © Фонд Осаму Сиихара, предоставлено МЕМ, Токио

Осаму Сиихара. Без названия, 1939. © Фонд Осаму Сиихара, предоставлено МЕМ, Токио

Осаму Сиихара. Четыре натюрморта, этюд А, 1930-е. © Фонд Осаму Сиихара, предоставлено МЕМ, Токио

Осаму Сиихара. Фото-живопись, 1930-е. © Фонд Осаму Сиихара, предоставлено МЕМ, Токио

Осаму Сиихара. Баланс, 1930-е. © Фонд Осаму Сиихара, предоставлено МЕМ, Токио

Осаму Сиихара. Автопортрет, 1930-е. © Фонд Осаму Сиихара, предоставлено МЕМ, Токио

Москва, 11.03.2016—9.05.2016

выставка завершилась

Поделиться с друзьями




Кураторы: Тамоцу Сиихара, Исида Кацуя

Кураторы: Тамоцу Сиихара, Исида Кацуя

Свернуть

О выставке

В рамках XI международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале-2016» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку классика японской фотографии Осаму Сиихары «Модернизм в японской фотографии. 1930-е».

Работы Сиихары находятся в собраниях Национального музея современного искусства Токио, Художественного музея Хьюстона, Музея современного искусства в Нью-Йорке, Музея Гетти и др.

Осаму Сиихара (1905–1974) родился в Осаке. В 1928 году поступил в Токийскую художественную школу (сегодня Токийский национальный университет искусства и музыки), где учился на факультете западной живописи под руководством выдающегося японского художника Фудзисимы Такедзи.

После окончания художественной школы в 1932 году Сиихара вернулся в регион Кансай, где он родился и вырос. Здесь он основал собственную живописную мастерскую в городе Нисиномия (префектура Хёго). Судя по всему, как раз в это время он серьезно увлекся фотографией и вступил в фотографический клуб «Тампей», проповедовавший принципы «новой фотографии» («Синко Сасин»). Являясь одним из лидеров клуба, Сиихара создал ряд экспериментальных работ, используя такие техники, как фотограмма, соляризация, множественная экспозиция и сочетание фотографии и рисунка, которое он сам называл «фотоживописью».

В отличие от токийского крыла представителей «новой фотографии», которых больше интересовала социальная функция фотографии, позже они обратились к фотожурналистике, для членов клуба «Тампей» вопрос о роли фотографа и фотографии в обществе был не столь актуален. Прежде всего, снимок должен был отражать внутреннее видение художника. Они продолжали свои формальные эксперименты, которые привели к формированию течения, получившего название «Дзеней Сасин» («авангардная фотография»).

Это течение сформировалось примерно к 1937 году под мощным влиянием сюрреализма. В 1937 году журнал «Мидзуе» организовал первую в Японии выставку западных художников-сюрреалистов, которая была показана в Токио, Нагое и Осаке. Кроме того, в июне того же года вышел приуроченный к выставке номер журнала «Ателье», включавший статьи об авангардной живописи, после чего вдохновленные новыми идеями члены клубов «Тайпей» и «Фотоклуб Осаки» создали «Группу авангардной образности» в Осаке и стали одними из первых фотографов-сюрреалистов в Японии.

Осаму Сиихара никогда не стремился к оригинальности и новизне ради них самих. Прежде всего, его привлекали формообразующие принципы сюрреализма, позволяющие наиболее точно выразить его мироощущение. Несмотря на то, что он использовал в своих фотографиях множество различных техник, его работы неизменно демонстрируют устойчивую композицию, доказывающую продуманное использование тех или иных технических средств.

Сиихара рассматривал европейский сюрреализм, скорее, как результат опустошенности, принесенной Первой мировой войной, и комментировал его так: «Я говорю это не потому, что поддерживаю академическую точку зрения, однако меня не покидает ощущение, что хотя живопись не бывает абсолютно свободной от общества, культуры или жизни, попытки заставить зрителя извлечь из картины определенное значение являются порочными. На мой взгляд, это не есть подлинная форма искусства. Правильнее просто делать нечто такое, на что можно смотреть не спеша и получать удовольствие».

Проект представлен: Фондом Осаму Сиихара и МЕМ, Токио

MEM

Технический партнер

Panasonic

Генеральный информационный партнер

ELLE

Генеральные радиопартнеры

Chocolate Radio Business FM


Стратегические информационные партнеры

Журнал «Профиль» Газета.ru


Информационные партнеры

Первый канал The Art Newspaper Russia bfm.ru BURO 24/7 RosPhoto The Vanderlust Русский пионер

Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Сlub.foto.ru ArtTube Сult.mos.ru


Официальный путеводитель «Фотобиеннале 2016»

Арт-Гид