Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Оскар Рабин - Графика 1950-х – 1960-х гг.

Оскар Рабин
Графика 1950-х – 1960-х гг.

Оскар Рабин.
Автопортрет с рыбой и уксусной эссенцией.
1965.
Бумага, фломастер, тушь, акварель.
Собрание Александра Кроника, Москва Оскар Рабин.
База №30. Московский ночной пейзаж.
1968.
Бумага, фломастер.
Собрание Александра Кроника, Москва Оскар Рабин.
Натюрморт с Московской водкой и свечой.
1965.
Бумага, фломастер, акварель.
Собрание Александра Кроника, Москва Оскар Рабин.
Посетите!
1965.
Бумага, фломастер, акварель.
Собрание Александра Кроника, Москва Оскар Рабин.
Рваный ковер с портретом Сталина.
1965.
Бумага, фломастер, акварель.
Собрание Александра Кроника, Москва Оскар Рабин.
Москва. Трубная площадь.
1961.
Бумага, акварель.
Собрание Александра Кроника, Москва

Оскар Рабин. Автопортрет с рыбой и уксусной эссенцией. 1965. Бумага, фломастер, тушь, акварель. Собрание Александра Кроника, Москва

Оскар Рабин. База №30. Московский ночной пейзаж. 1968. Бумага, фломастер. Собрание Александра Кроника, Москва

Оскар Рабин. Натюрморт с Московской водкой и свечой. 1965. Бумага, фломастер, акварель. Собрание Александра Кроника, Москва

Оскар Рабин. Посетите! 1965. Бумага, фломастер, акварель. Собрание Александра Кроника, Москва

Оскар Рабин. Рваный ковер с портретом Сталина. 1965. Бумага, фломастер, акварель. Собрание Александра Кроника, Москва

Оскар Рабин. Москва. Трубная площадь. 1961. Бумага, акварель. Собрание Александра Кроника, Москва

Москва, 18.07.2013—8.09.2013

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Выставка приурочена к 85-летию художника

Выставка приурочена к 85-летию художника

Свернуть

Видео

 

Игорь Антонов (Росбанк) и Ольга Свиблова Александр Кроник Анатолий Большаков и Александр Добровинский Бернд Рунге Иосиф Бакштейн Олег Кулик

О выставке

МАММ отмечает 85-летие одного из лидеров советского художественного движения нонконформистов, участника «Лианозовской группы», вдохновителя и организатора легендарной «Бульдозерной выставки» выдающегося художника Оскара Яковлевича Рабина, впервые представляя выставку его ранней графики.

В экспозицию вошли графические работы из собрания Александра Кроника и живописные картины из собрания Tsukanov Family Foundation, относящиеся к самому раннему периоду творчества художника с 1954 по 1966 годы. Особую ценность представляют текстовые комментарии к ряду работ, записанные Александром Кроником со слов Рабина. Многочасовые беседы художника и коллекционера отчетливо проявляют «голос» Рабина, его довольно ранее осознание не только художественной магистрали, по которой он с рыцарским благородством движется по сей день, но и предчувствие собственной судьбы.

Оскар Рабин стал ключевой фигурой в истории советского нонкомформизма, который приобрел финальные черты и оформился как мощное художественное движение после печально известного разгрома Н.С. Хрущевым манежной выставки МОСХа в 1962 году. Так называемые нонконформисты категорически не вписывались в картину социалистической действительности, были из нее сознательно выключены как элементы заведомо враждебные, вредные, заклейменные странным словом «формалисты». Художники Рабин, Немухин, Янкилевский, Кабаков и Булатов, Штейнберг (ряд можно продолжать бесконечно) окончательно ушли «в подполье», научились почти лабораторной работе в темноте и холоде мастерских (если таковые были), время от времени объединяясь в творческие группы скорее по принципу дружбы и личных отношений, нежели по художественным соображениям. Одной из самых цельных групп стала так называемая «Лианозовская школа», которая объединила поэтов (Г. Сапгира, И. Холина, Я. Сатуновского и др.), художников О. Рабина, В. Немухина, Л. Мастеркову. Ключевой фигурой для «лианозовцев» был художник и поэт Евгений Кропивницкий, дочь которого Валентина стала женой и верной спутницей жизни Оскара Рабина. Программным стремлением «лианозовцев» стал отказ от любой формы поэтизации действительности, поэты и художники использовали подчеркнуто скупой язык, живописные и поэтические образы заимствовались только из видимой реальности, реальности бараков, скудной еды, дешевой водки и нескончаемой человеческой тоски, словно в чистилище.

1950-60-е годы — чрезвычайно интересный и важный этап творчества Рабина. К этому времени относятся его первые опыты в духе «русского поп-арта» с водкой, картами, дорожными знаками и вывесками, автопортреты и портреты жены Валентины Кропивницкой, друзей-художников, лианозовские «пейзажи» с бараками — одним словом, именно в этот момент Рабин определяет собственный сюжетный регистр, постепенно отрабатывает формальные приемы, благодаря которым становится очень быстро узнаваем. Тогда же, в 1950-е-1960-е гг. становится очевидным фатальный разрыв Рабина с официальной советской художественной жизнью, его живопись и графика идет вразрез с господствующим соцреалистическим каноном, и власти запускают кампанию травли художника в прессе, стартовавшую 29 сентября 1960 статьей «Жрецы «Помойки № 8», опубликованной в «Московском комсомольце». В экспозиции представлен графический вариант «Помойки № 8», и живописная работа, по поводу которой советский журналист писал: «Вот мрачный и грязный холст... Видишь какие-то обглоданные кости, что-то отвратительно переплетающееся, какие-то чёрные отростки. ... только прочитав жирную надпись «Помойка № 8», узнаёшь «идею» и «содержание» этого поистине шизофренического «полотна».

В результате этой кампании Рабин покинул СССР, был лишен советского гражданства и по свидетельству самого художника прожил свою «третью жизнь в Париже». Официальное возвращение Рабина в российский художественный контекст произошло относительно недавно, и теперь после полноценной ретроспективы в Государственной Третьяковской галерее, ряда других выставок, МАММ рад представить камерный проект, который тем не менее проявляет зрителю рабинское «начало», позволяет уловить в этюдах и полноценных графических работах то, сделало живопись Рабина абсолютным символом эпохи, и, кажется, не найдется более точного описания советской действительности чем рабинские «Паспорт», «1 рубль» и «Барак с луной».

Начиная с 1965 Рабин принимал участие в выставках, проходящих за границей СССР. Эрик Эсторик (Eric Estorick), владелец Grosvenor Gallery, является организатором самых первых зарубежных выставок нонконформистов в 1960-е годы и, в том числе, первой персональной выставки Оскара Рабина, проходившей в 1965 в Лондоне. 8 рисунков Рабина 1965-1966 из коллекции Эсторика, недавно приобретенные российским коллекционером, вернулись в Москву, и МАММ рад впервые представить эти работы зрителям.

www.svoykrug.com; www.tsukanovartcollection.com.
Автор комментариев: Александр Кроник.
Перевод и текст об Эсторике: Рут Эддисон.

1928 — родился 2 января в Москве.
1945-1947 — учёба в Рижской академии художеств.
1947 — возвращение в Москву, учится в МГХИ им. В. И. Сурикова.
1957 — участие в выставке произведений молодых художников на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. Удостоен Почётного диплома.
1964 — первая групповая выставка за рубежом в Grosvenor Gallery (Великобритания, Лондон).
1965 — первая персональная выставка за рубежом в Grosvenor Gallery (Великобритания, Лондон).
1967 — вступление в Горком художников книги, графики и плаката. Участие в групповой выставке, организованной А. Глезером.
1974 — организатор и участник «бульдозерной выставки» и выставки в Измайлово.
1975 — участие в выставке в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ.
1978 — поездка во Францию, лишение советского гражданства.
1986 — получение французского гражданства.
2006 — вручение в посольстве РФ во Франции послом РФ А.А. Авдеевым /впоследствии Министр культуры РФ/ российского паспорта.
2006 — лауреат Государственной премии «Инновация» за творческий вклад в развитие современного искусства.
2008 — звание Почётного академика Российской академии художеств.
2013 — награжден орденом Российской академии художеств «За служение искусству».

Из собраний Александра Кроника, Tsukanov Family Foundation

Tsukanov Art Collection

Стратегический партнер музея

РОСБАНК 15.03


Стратегический информационный партнер

Арт Хроника

Генеральный информационный партнер

TimeOut

Информационные партнеры

Первый канал Fashion Collection Коммерсант FM The Art Newspaper Russia Courrier de Russie Winzavod art review Foto.ru 13.03.12 be in Foto-Video Диалог Искусств Арт-Гид