Уважаемые посетители! С 30 июля по 4 сентября музей закрыт в связи с проведением ремонтных работ
и переоборудованием экспозиционных залов. Приносим свои извинения.
Все образовательные программы, запланированные на этот период, будут проводиться по расписанию.

МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»

Георгий Петрусов
Ретроспектива

Георгий Петрусов.
Самолет «Максим Горький». 
1934 Георгий Петрусов.
Культурная делегация Армении на Красной площади. 
1936/37 Георгий Петрусов.
Карикатура на Александра Родченко. 
1933/34 Неизвестный автор.
Портрет Георгия Петрусова Георгий Петрусов.
«Летайте самолетами Аэрофлота!». 
1960-е.
Авторский цветной отпечаток Георгий Петрусов.
Обед в поле. 
1934 Георгий Петрусов.
Колхозница. 
1934 Георгий Петрусов.
Большой театр. 
1950-е Георгий Петрусов.
ДнепроГЭС. 
1935 Георгий Петрусов.
Армянская делегация на Красной площади. 
1936-1937 Георгий Петрусов.
Нефть. 
1930 Георгий Петрусов.
Ночной Кремль (Салюты Победы). 
Середина 1940-х

Георгий Петрусов. Самолет «Максим Горький». 1934

Георгий Петрусов. Культурная делегация Армении на Красной площади. 1936/37

Георгий Петрусов. Карикатура на Александра Родченко. 1933/34

Неизвестный автор. Портрет Георгия Петрусова

Георгий Петрусов. «Летайте самолетами Аэрофлота!». 1960-е. Авторский цветной отпечаток

Георгий Петрусов. Обед в поле. 1934

Георгий Петрусов. Колхозница. 1934

Георгий Петрусов. Большой театр. 1950-е

Георгий Петрусов. ДнепроГЭС. 1935

Георгий Петрусов. Армянская делегация на Красной площади. 1936-1937

Георгий Петрусов. Нефть. 1930

Георгий Петрусов. Ночной Кремль (Салюты Победы). Середина 1940-х

Москва, 11.12.2010—13.02.2011

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Из собрания Алекса Лахмана и Музея «Московский Дом фотографии»

Из собрания Алекса Лахмана и Музея «Московский Дом фотографии»

Свернуть

Каталог выставки

М., 2010 – 196 с., 24х30 см.
ISBN 978-5-93977-060-6
RUR 1000

О выставке

Георгий Петрусов — один из самых выдающихся советских фотографов 20—30 годов, имя которого ставится наряду с именами таких классиков советской фотографии, как Аркадий Шайхет, Макс Альперт, Борис Игнатович. Фотографии Петрусова публиковали многие ведущие издания того времени — «Правда», «Труд», «Огонек». За его работой пристально следил основоположник конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР Александр Родченко, сказавший: «Из обычного репортера в очень короткий срок Георгий Петрусов становится в первые ряды мастеров».

Петрусов вырос из репортажа, он его развивал на протяжении всей своей жизни. Как фоторепортер он снимает самые разные темы: историю строительства Магнитогорского металлургического комбината, легендарной Магнитки и ДнепроГЭСа, обед колхозников в поле, военные воздушные и морские учения, спортивный парад на Красной площади, московское метро и так далее. Александр Родченко, выступая по поводу «Выставки мастеров советского фотоискусства» заметил, что Петрусов «как губка впитывает все, что касается фотографии. В любой момент он готов пересмотреть свои позиции, если они неправильны, и начать новые творческие поиски в интересах лучшего разрешения темы».

Фотограф использовал весь арсенал известных в то время приемов и средств: от пикториализма — тончайшая светотеневая нюансировка, лучистая, мерцающая фактура; от экспрессионистов — жесткие развороты, завинченные ракурсы, секущие кадр диагонали; от реалистов-монументалистов — крупный план и, главное, эмоциональный строй: неподдельный оптимизм и искренний пафос.

Петрусова нельзя назвать соцреалистом: живое чувство у него еще не стало выхолощенным приемом, а правда искусства не шла вразрез со спущенной партией нормативной программой. Он создавал свой миф о счастливой жизни, и сам в него верил. С 1930 по 1941 год Петрусов был штатным фотографом легендарного журнала «СССР на стройке», создавшего самый мощный и самый влиятельный миф о Стране Советов. Именно в журнале «СССР на стройке» был опубликован его «классический» снимок «Обед в поле», снятый в его излюбленной точки фотосъемки — сверху.

Он славился тем, что мог безошибочно точно выбрать, то место, ту точку, которая была максимально выигрышной для съемки. Его жена, Вера Семеновна Петрусова вспоминала, что когда она попала на съемку вместе с мужем, её удивил тот факт, «что как только Петрусов куда-то двинулся по Красной площади — следом за ним тут же побежала вереница фоторепортеров. Они уже знали, что та точка, куда идет снимать Петрусов, может оказаться главной».

В его первой ретроспективе максимально показаны все этапы его творческой жизни от монументальных фоторепортажей с крупных советских строек и репортажей с Великой Отечественной войны до его «балетного» периода, когда им был запечатлен практически весь репертуар Большого театра 1940 — 1950-х годов.

При поддержке

Ahmad Tea Первый канал Эхо Москвы АртХроника Foto-Video foto.ru Coast Радио Культура Домовой ДИ Арт-гид РосБизнесКонсалтинг