Пьер Жаме. Веселье в молодежной коммуне. Вильнев-сюр-Оверс (Франция), 1937. © Collection Corinne Jamet
Пьер Жаме. Прохлада. Дина под краном с водой. Молодежная коммуна в Вильнев-сюр-Оверс (Франция), 1937. © Collection Corinne Jamet
Пьер Жаме. Дина под струей воды. Молодежная коммуна в Вильнев-сюр-Оверс (Франция), 1937. © Collection Corinne Jamet
Пьер Жаме. Влюбленные в тоннеле под площадью Звезды. Париж, 1967. © Collection Corinne Jamet
Пьер Жаме. Дина, играющая на гитаре, 1937. © Collection Corinne Jamet
Пьер Жаме. Большой прыжок! Бель-Иль-ан-Мер, 1937. © Collection Corinne Jamet
Пьер Жаме. Солнечная ванна. Бель-Иль-ан-Мер, 1937. © Collection Corinne Jamet
Пьер Жаме. Женщина с зонтом. Париж, 1945. © Collection Corinne Jamet
Пьер Жаме. Лиза и Фернан Фонсагрив. Балет Вейдт, Париж, 1934. © Collection Corinne Jamet
Пьер Жаме. Влюбленные на пляже в Трувиле (Франция), 1954. © Collection Corinne Jamet
Пьер Жаме. Пьер Арно де Шасси Пуле, 1947. © Collection Corinne Jamet
Пьер Жаме. Портрет Дины, 1938. © Collection Corinne Jamet
выставка завершилась
Этой выставкой фотобиеннале «Мода и стиль в фотографии» открывает новое имя Пьера Жаме, французского фотографа, активно снимавшего на протяжении ХХ века. Уникальный архив его работ, который включает около 100 фотографий, созданных с 1930 по 1970 годы, будет показан в Мультимедиа Арт Музее, Москва.
Пьер Жаме родился в 1910 году во Франции. Еще в детстве он начал увлекаться пением и фотографией. В тридцатые годы работает натурщиком, статистом, танцовщиком и даже радистом на торговом флоте. С 1935 года Жаме профессионально занимается фотографией, специализируясь на детских портретах и время от времени делая фоторепортажи. В частности, он сотрудничает с журналом «Регар», в котором в эти годы также публикуются Роберт Капа, Анри Картье-Брессон и Шим (он же Дэвид Сеймур).
В середине тридцатых годов Жаме поет в хоре при Ассоциации революционных писателей и художников. Благодаря этому он довелось познакомиться со многими интересными людьми, в том числе с членами театральной группы «Октябрь» и ее лидером Жаком Превером, а также с юной Диной Айбиндер, которая впоследствии получит известность под фамилией своего первого мужа — Верни. Часть снимков, представленных на выставке, как раз рассказывают о многолетней дружбе между Верни и Жаме, у которых оказалось много общих интересов.
В 1937 году Пьер и Дина, как и многие другие молодые люди, стали ездить в молодежные коммуны и участвовать в различных движениях, возникавших в этой среде. В те годы во Франции молодежные коммуны были настоящим социальным явлением: они стали появляться еще в начале тридцатых, но их бурное развитие связано именно с эпохой Народного фронта, с введением оплачиваемых отпусков и с именем министра по делам молодежи Лео Лагранжа. Благодаря коммунам работающая молодежь получала возможность ездить в отпуск за сравнительно небольшие деньги, а также путешествовать по стране, знакомиться и общаться, останавливаясь в красивых местах на природе. Важной особенностью таких организаций являлось то, что все они были смешанными, то есть в них одновременно участвовали и юноши, и девушки.
В том же 1937 году Пьер Жаме основал вокально-танцевальный ансамбль «Группа восемнадцатилетних». Все двадцать участников ансамбля, включая Дину и ее будущего мужа Сашу Верни, были активистами «коммунарского» движения. До начала Второй мировой войны «Группа восемнадцатилетних» много выступала и пользовалась большой популярностью среди молодежи. С 1936 по 1939 год Пьер Жаме не расставался с фотоаппаратом марки «Роллейфлекс» («Rolleiflex»). На снимках тех лет запечатлены счастливые лица молодых людей. Сегодня это один из главных документов, связанных с историей молодежных коммун. И особое место в нем занимают фотографии Дины Верни.
В документальном фильме Ольги Свибловой о знаменитой француженке Верни говорит: «Я страстно интересуюсь процессом творчества. Не следует забывать, что история искусства, это история человеческого самовыражения. Надо помнить, что главное, это человек, который всегда будет творить, — это и есть самое интересное». Фотографии, представленные на выставке, как нельзя лучше раскрывают характер Дины, передают ее жизнерадостность, энергию и обаяние, а также помогают нам понять, почему эта девушка вдохновляла Аристида Майоля, Анри Матисса, Боннара и других великих художников ХХ века.
В 1943 году в жизни Жаме происходят большие изменения: он оставляет профессиональную фотографию и решает посвятить себя пению. Следующие двадцать пять лет Жаме проведет в гастролях по Франции и другим странам мира в составе вокального квартета «Четыре бородача» («Les Quatre Barbus»). Впрочем, музыка не только не вытесняет фотографию из жизни Жаме, но и постоянно дарит ему множество сюжетов в виде новых знакомств и путешествий. Поэтому все эти годы Пьеру удается поддерживать равновесие между своими двумя увлечениями, одно из которых приносит ему деньги и удовольствие, а другое — только удовольствие.
В
Пьер Жаме скончался в 2000 году на любимом острове, оставив после себя богатое фотографическое наследие, которое сегодня можно рассматривать в том числе и как хронику социального прогресса XX века. Жаме запечатлевал французов, отправлявшихся в свои первые оплачиваемые отпуска, снимал освобождение Парижа и золотые послевоенные годы; он занимался пейзажной, портретной и репортажной фотографией, снимал на заказ и для себя, но во всех его работах, к какому бы жанру они ни относились, есть несколько общих черт: глубокий гуманизм и жизнелюбие, гармония и поэтичность.