Генри Вессел. Парк Сансет, 1995-98. © The Estate of Henry Wessel, courtesy Galerie Thomas Zander, Cologne
Генри Вессел. Парк Сансет, 1995-98. © The Estate of Henry Wessel, courtesy Galerie Thomas Zander, Cologne
Генри Вессел. Новый Орлеан, 1982. © The Estate of Henry Wessel, courtesy Galerie Thomas Zander, Cologne
Генри Вессел. Парк Сансет, 1995-98. © The Estate of Henry Wessel, courtesy Galerie Thomas Zander, Cologne
Генри Вессел. Сан-Франциско, Калифорния, 1974. © The Estate of Henry Wessel, courtesy Galerie Thomas Zander, Cologne
Генри Вессел. Санта-Моника, 1988. © The Estate of Henry Wessel, courtesy Galerie Thomas Zander, Cologne
Генри Вессел. Без названия, 1969. © The Estate of Henry Wessel, courtesy Galerie Thomas Zander, Cologne
выставка завершилась
Генри Вессел
Прогулка
19 апреля 2019 — 26 мая 2019
Проект представлен: Galerie Thomas Zander, Кёльн
В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку звездного американского фотографа Генри Вессела (1942–2018) «Прогулка». Выставка включает 148 снимков из знаменитых серий «Калифорния и Запад» (1969–1993), «Самолеты» (1972), «Вайкики» (1975–1983) и «Ночная прогулка» (1995–1998).
Генри Вессел родился в 1942 году в Нью-Джерси, изучал психологию в Университете Пенсильвании. Увлекся фотографией практически случайно: в книжном магазине в студенческом кампусе ему попалась на глаза книга известного американского искусствоведа, фотографа и первого руководителя фотографического отдела МоМА Джона Жарковски «Глаз фотографа», идеи которого произвели на Вессела такое сильное впечатление, что он забросил психологию и открыл небольшую фотостудию. Впоследствии Жарковски еще не раз сыграет важную роль в становлении Вессела как фотографа.
Кумирами Генри Вессела всегда были Эжен Атже, Роберт Франк, Ли Фридлендер и Гарри Виногранд — предвестники и родоначальники целого направления в американской и европейской фотографии, объединившего стрит-фотографию и архитектурную фотографию. Этот жанр достиг расцвета в середине 1970-х и получил название «новая топография», по названию выставки, в которой позже принял участие Генри Вессел.
В основе «новой топографии», возникшей на стыке жанров, было взаимовлияние человека и окружающего его ландшафта. Вдохновленный идеей запечатлеть ординарные американские пейзажи, анонимную среду обитания, незаметно формирующую сознание и образ жизни среднестатистического американца, Вессел отправился в путешествие по Калифорнии.
С этой поездки все и началось. Во-первых, Вессел нашел «свою» камеру — 35-миллиметровую «Лейку», которой оставался верен всю жизнь. Во-вторых, он переехал в Калифорнию, поменяв вечно тусклую серость восточного побережья на контрастность западного. Особое отношение к свету прослеживается во всех его работах. Наконец, Генри Вессел рискнул показать свои снимки Джону Жарковски, который в 1973 году организовал его первую персональную выставку в Музее современного искусства Нью-Йорка. Спустя всего два года снимки Вессела вошли в знаковую групповую выставку «Новая топография: фотографии ландшафта, измененного человеком» в Музее Джорджа Истмана (Рочестер), наряду с работами таких звезд, как Льюис Бальц, Роберт Адамс, Стивен Шор и Бернд и Хилла Бехер. Именно там были артикулированы идеи, витавшие в воздухе несколько десятилетий и легшие в основу одноименного направления в фотографии.
На снимках Вессела — пустынные пейзажи американского запада и жилые районы больших городов, местная архитектура и природа, провинциальные улицы, сады и задворки, дома, гостиницы, пляжи... Делая фотографии прямо из окна своего пикапа, Вессел стремился на мгновение «встроиться» в жизненный поток каждого городка, почувствовать его, чтобы изнутри, как будто «по-соседски», передать настроение каждого героя.
Работы Генри Вессела, ставшие сегодня классикой американского искусства, бросают вызов традиционным представлениям о документальной фотографии и позволяют по-новому взглянуть на окружающие нас ландшафты.
За проект «Документальная фотосъемка автомагистралей и прилегающих к ним ландшафтов в США» Вессел получил в 1971 году первую в истории программы стипендию Гуггенхайма (за свою карьеру всего он получил две стипендии Гуггенхайма и три гранта вашингтонского Национального фонда поддержки искусств). Его работы входят в коллекции Метрополитен-музея (Нью-Йорк), Музея современного искусства (Нью-Йорк), Музея Виктории и Альберта (Лондон) и др.