Фотограф из Мексики Алинка Эчеверрия снимала католических паломников на горе Тепеяк в 2010-м — когда страна отмечала 200 лет независимости и 100 лет революции. Каждый год в середине декабря по дорогам к Храму Богоматери Гваделупской проходит шесть миллионов человек — они идут сюда получить благословение «темнокожей святой», покровительницы индейцев, испанцев и метисов.
Подробнее
Фотограф из Мексики Алинка Эчеверрия снимала католических паломников на горе Тепеяк в 2010-м — когда страна отмечала 200 лет независимости и 100 лет революции. Каждый год в середине декабря по дорогам к Храму Богоматери Гваделупской проходит шесть миллионов человек — они идут сюда получить благословение «темнокожей святой», покровительницы индейцев, испанцев и метисов.
История нерукотворного образа Девы Марии отсылает к 1531 году: тогда простой крестьянин Хуан Диего несколько раз разговаривал с Девой Марией, велевшей построить храм на месте бывшего святилища ацтекской богини Тонанцин. Епископ не поверил крестьянину, потребовав доказательств. Тогда Дева Мария наказала Хуану Диего срезать розы, неожиданно расцветшие на горе в зимнее время, которые тот понес епископу под плащом. Лик Девы Марии отпечатался на ткани, явив прекрасный образ в окружении сияющих лучей. Епископ удостоверился в рассказе крестьянина, собор был построен, а нерукотворная икона сделала его одним из самых посещаемых католических храмов в мире.
Алинка Эчеверрия (р. 1981) — выпускница нью-йоркского Международного центра фотографии, изучавшая социальную антропологию в Эдинбурге и визуальную антропологию в Болонье, была приглашена итальянской съемочной группой к работе над документальным фильмом о Храме Богоматери Гваделупской. Когда на спине одного из паломников она увидела богоматерь, «танцующую» между уличных торговцев, полицейских и медсестер, она придумала идею проекта — собрать и сопоставить все эти многочисленные образы Богоматери на спинах паломников. Через год она вернулась на Тепеяк и снимала спины людей, нагруженные картинами, скульптурами, расписанными тканями с 6 утра до заката солнца в ста метрах от Базилики Богоматери Гваделупской. Многие из ее моделей не знали, что их снимают — фотограф не хотела мешать им, многие отказывались показывать камере лицо после долгой и тяжелой дороги. Из 6-8 миллионов паломников 70% — это мужчины. Половина из них несет тяжелую ношу — домашние святыни с изображением Богоматери, которые хотят освятить. Десять дней они идут пешком, кланяются Деве Марии в день ее явления, спят на площади и в 5 утра следующего дня поздравляют Марию с «днем рождения».
Среди повлиявших на нее фотографов, Алинка называет Августа Зандера с его философией съемки «времени и его людей» и метод систематической документации Хиллы и Берндта Бехер. При этом Алинке Эчеверрии удалось наполнить свой проект идеями места, коллективной памяти, народной религиозности, бытового китча, ритуала и идентичности, не отменяя чуда и опыта духовных практик. Ее проект лежит на стыке антропологии, социологии, искусства и журналистского расследования, предлагая зрителю новую жанровую форму — форму концептуальной документалистики.
Свернуть