Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Про ШР. 10 лет Школе Родченко

Про ШР. 10 лет Школе Родченко

© Александр Ануфриев © Александр Ануфриев © Александр Ануфриев © Елена Аносова © Никита Шохов © Катя Мамонтова © Евгения Жуланова © Евгения Жуланова © Стас Проворотов © Стас Проворотов

© Александр Ануфриев

© Александр Ануфриев

© Александр Ануфриев

© Елена Аносова

© Никита Шохов

© Катя Мамонтова

© Евгения Жуланова

© Евгения Жуланова

© Стас Проворотов

© Стас Проворотов

Москва, 28.06.2016—11.09.2016

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Куратор: Сергей Братков

Выставка работ студентов и выпускников Школы Родченко

Куратор: Сергей Братков

Выставка работ студентов и выпускников Школы Родченко

Свернуть

О выставке

Школа Родченко (полное название Московская Школа фотографии и мультимедиа им. А. Родченко) появилась именно тогда, когда в художественной среде появилось явное ощущение отсутствия притока новых имен, и стал очевиден недостаток качественных образовательных программ. Теперь одни считают Школу самым важным в данный момент специализированным учебным заведением в сфере современного российского искусства, другие «подобием сообщества, деятельность которого носит поистине лабораторно-исследовательский характер», третьи называют «нормальной арт-школой». ШР, по сравнению с другими новыми образовательными институциями, обладает важным преимуществом: в рамках комплексной и очень интенсивной программы ее студенты получают редкие на сегодняшний день в московском арт-образовании практический навыки.

В школе приветствуется нестандартное мышление, поиск новых форм, технически сложные и кросс-медийные проекты. С самого начала своей работы Школа не ограничивала своих студентов в выборе инструмента, медиума: даже первые группы, набранные как фотографические, при выпуске из Школы могли защищать видео и интерактивные проекты. Последние три года на защите помимо фото, видео и интерактивных инсталляций были представлены живописные, графические дипломы, а также скульптура. В этом году на защите дипломов Школы была впервые представлена четырехканальная аудио инсталляция.

Очевидно, что за 10 лет своей работы Школа стала ярким игроком сцены современного искусства, а ведь современность — это то, чем Школа и ее выпускники занимаются профессионально.

Появление в российской художественной и медиасреде таких художников, как Елена Аносова (1 место, портреты в Hellerau Photography Award 2016, Гран-при и 1-е место на международный конкурс фотожурналистики имени Андрея Стенина 2015, победитель конкурса «Молодые фотографы России» 2013), Дмитрий Венков (премия Кандинского, «Молодой художник. Проект года» 2012), Евгений Гранильщиков (премия Кандинского, «Молодой художник. Проект года » 2013), Даниил Зинченко (участник 66-ого Берлинского кинофестиваля 2016), Полина Канис (премия Кандинского, «Молодой художник. Проект года» 2011, премия Сергея Курёхина «Лучший медиа-объект» 2016), Егор Крафт (номинант Creative Enterprise Award UK 2014), Дмитрий Лукьянов (2-е место Vienna Book Festival 2013), Наталья Максимова (1-е место в номинации «Лица» Серебряная камера 2013), Ольга Матвеева (лучшие фотографы 2015 British Journal of Photography, лучшие художники 2015 Forbes, лучшая книга Восточной Европы 2015 журнал Calvert), Саша Пирогова (премия Инновация «Новая генерация» 2013), Анастасия Руденко (победитель Canon Female Photojournalist Award на фестивале Visa Pour L’Image 2015), Кирилл Савченков (шорт-лист MACK First Book Award 2014, главный приз «Архитектура» Серебряная камера 2011), Игорь Самолет (серебряная медаль на книжной ярмарке German Photobook Award 2014), Альберт Солдатов (премия Кандинского, «Молодой художник. Проект года » 2014), Данила Ткаченко (1-ый приз «Постановочные портреты» World Press Photo 2014, победитель конкурса Foam Talent 2015, финалист Leica Oskar Barnack Award 2015), Мария Турченкова (выбрана представителем «PDN’s 30: New and Emerging Photographers to Watch» 2014, выбрана членом Getty Reportage Emerging 2013), Никита Шохов (2-ой приз «Постановочные портреты» World Press Photo 2014, Гран-при в номинации «Лица» Серебряная камера 2014) и многих других — это видимые общественности достижения школы. Они результат той огромной работы, часто скрытой от посторонних глаз.

Основная часть жизни ШР — это ежедневные лекции, регулярные мастер-классы, триместровые просмотры студенческих работ, внутришкольные выставки, теоретические и практические занятия с мастерами. Этот непрекращающийся уже 10 лет процесс обучения и есть сама суть Школы Родченко.

Школа благодарна семье Александра Родченко — его дочери и внуку, Варваре Александровне Родченко и Александру Николаевичу Лаврентьеву — за разрешение использовать имя великого художника в названии Школы. Куратор выставки — художник и преподаватель Школы Сергей Братков — поделил выставку «Про ШР. 10 лет Школе Родченко» на тематические блоки: один этаж представляет собой тотальную инсталляцию (Школа перевезена в пространство Музея), другой этаж — это учебные работы студентов и выпускников, сделанные по заданию мастеров.

Тотальная инсталляция на одном из двух этажей, созданная из мебели и оборудования классов Школы, дает возможность каждому посетителю оказаться внутри Школы, заглянуть в компьютерный класс, лекторий, мастерскую, фотолабораторию и найти в этом пространстве, возможно, ту работу, которая в когда-нибудь станет известной всему миру или уже получила награду на фестивалях и конкурсах.

Воспроизведенный лекторий (он же фотостудия) работает в режиме непрерывного показа работ мастерской «Видеоарта». На три дня (28-30 июня) этот зал станет местом проведения очередного триместрового просмотра студентов, и любой посетитель выставки станет свидетелем этого процесса.

Соседний с лекторием класс-мастерская знакомит зрителей с фотокнигой, одним из способов презентации работ студентов, выбравших фотографию как основной медиум своего творчества. Издание фотокниг — сложный и кропотливый процесс, пройдя который до конца, студент постигает новый опыт структурного мышления и монтажа визуальных образов. Многие книги студентов Школы Родченко завоевали премии на международных книжных ярмарках и фестивалях.

На мониторах компьютерного класса можно посмотреть лишь малую часть того, чем бы нам хотелось поделиться со зрителем и чем мы гордимся: это фотопроекты наших студентов, часть видео- и медиа- работ. Один из мониторов посвящен студентам Владимира Куприянова (мастерская «Проектная фотография» 2007-2011). Этот замечательный русский художник стоял у истоков создания Школы Родченко. Именно он придумал систему «формальных» заданий и инициировал триместровые просмотры и выставки, очень важную часть жизни Школы Родченко.

Красное освещение, увеличители, ванночки с фотоотпечатками переносят зрителя в фотолабораторию. Это визуальное окружение заставляет зрителя в эпоху доминирования цифровых технологий задуматься о ручном производстве изображения как об очень ценном знании. Здесь экспонируются примеры экспериментов наших студентов с черно-белой и цветной печатью.

Второй этаж выставки представляет работы студентов, выполненные по заданиям мастеров.
Эта часть напрямую отражает процесс обучения и общения студентов с мастером. Это работы внутри мастерских, которые нередко становятся полноценными произведениями искусства, определяющими дальнейший путь художников. Куратору выставки было важно показать преемственность авангардной традиции Родченко, использовать традиционный для авангарда прием обучения «повтор и макетирование», провести параллели с опытом и практиками ВХУТЕМАСа и Баухауза.

Такой подход в выборе задания и его выполнении иллюстрируется очень по-разному: в мастерской «Видеоарта» — подборкой наиболее удачных ремейков сцен известных кинофильмов, в мастерской «Непосредственной фотографии» — это серии работ «подражание мастеру», в мастерской «Документальной фотографии»- это задание «Холод» в рамках большой темы «Дистанции», как ключевого понятия в системе и природе фотографии, определяющего степень вовлеченности художника в структуру жизни современного общества. В задании «Макет видео пространства» студентам группы «Фотография, скульптура и видео» было предложено соотнести свою работу с окружающим местом или архитектурной формой, создав макет с помещенным в него видео. Одно из важных заданий мастерской «Интерактивные, коммуникационные и смешанные медиа» всегда является работа с неким «базовым» элементом, унифицированным плато, полученным в начале работы всеми студентами, который в итоге позволяет каждому студенту создать свою уникальную работу.

В экспозиции можно увидеть работы студентов следующих мастерских: «Непосредственная фотография» Игорь Мухин, «Документальная фотография» Валерий Нистратов, «Проектная фотография» Владислав Ефимов, «Фотография, скульптура и видео» Сергей Братков, «Видеоарт» Кирилл Преображенский и Дмитрий Венков, «Интерактивные, коммуникационные и смешанные медиа» Алексей Шульгин и Аристарх Чернышев, «Ручная черно-белая и цветная печать» Людмила Зинченко и Кирилл Савченков.

Представленная в Музее выставка далеко не полностью отражает весь спектр разнообразных работ студентов и выпускников Школы, которые выделяются на российской арт сцене своей активной выставочной деятельностью. Умение облечь свое высказывание в экспозиционную форму — это еще один из основных навыков, получаемых в Школе Родченко. На выставке мы постарались никого не забыть и выставить в той или иной форме работы наших блестящих выпускников и студентов. Часть работ создана специально для этой выставки и выставляется впервые. Это, на наш взгляд, демонстрирует готовность Школы к экспериментам, готовность студентов к активной профессиональной работе, а, главное, показывает Школу как живой организм, с которым хочется вместе развиваться и куда хочется возвращаться.

Мы гордимся тем, что часть наших выпускников стали нашими преподавателями.

Огромное спасибо уникальному педагогическому коллективу Школы Родченко и тем, кому наша образовательная идея небезразлична.

Владимир Куприянов Сергей Братков, Владислав Ефимов, Игорь Мухин, Валерий Нистратов, Кирилл Преображенский, Дмитрий Венков, Илья Коробков, Алексей Шульгин, Аристарх Чернышев, Кирилл Савченков, Людмила Зинченко, Екатерина Деготь, Давид Рифф, Михаил Сидлин, Александр Лаврентьев, Антонио Джеуза, Александр Евангели, Сергей Хачатуров, Хаим Сокол, Анастасия Хорошилова, Евгений Нестеров, Андрей Смирнов, Александра Новоженова, Роман Минаев, Дмитрий Кабаков, Игорь Вязаничев, Сергей Касич, Дмитрий Шевляков, Леонид Коновалов, Евгения Кикодзе, Виктор Алимпиев, Ирина Меглинская, Татьяна Либерман, Олег Климов, Алексей Корси, Анна Кортюкова, Олег Макаров, Дмитрий Масуренков, Валентин Фетисов, Михаил Максимов, Владимир Могилевский, Борис Клюшников, Петр Бесчастнов, Андрей Шагин, Анна Шпакова, Лиза Морозова — браво.

Школа Родченко 5th Moscow International Biennale for Young Art

Партнер выставки

Фонд В. Смирнова и К. Сорокина


Технический партнер

Panasonic

Информационные партнеры

The Art Newspaper Russia Bright live