Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Ребекка Хорн

Ребекка Хорн

Rebecca Horn.
The Raven Tree, Der Rabenbaum.
2009-2011.
Private collection.
© Rebecca Horn, VG Bild Kunst.
Photographer Heinz Hefele.
Courtesy of Rebecca Horn Rebecca Horn.
Time goes by.
1990-1991.
Credit IFA Stuttgart.
© Rebecca Horn, VG Bild Kunst.
Photographer Atillio Maranzano.
Courtesy of collection IFA Stuttgart Rebecca Horn.
Die Malmaschine, The Paintingmachine.
1991.
Private collection.
© Rebecca Horn, VG Bild Kunst.
Photographer Attilio Maranzano.
Courtesy of Rebecca Horn Rebecca Horn.
Großes Federrad, Large Feather Wheel.
1997.
Credit IFA Stuttgart.
© Rebecca Horn, VG Bild Kunst.
Courtesy of collection IFA Stuttgart Rebecca Horn.
Der Sonnenseufzer.
2006.
Private collection.
© Rebecca Horn, VG Bild Kunst.
Photographer Ed Restle.
Courtesy of Rebecca Horn Rebecca Horn.
Cock Mask, Hanhnenmaske.
1973.
Private collection Rebecca Horn.
© Rebecca Horn, VG Bild Kunst.
Photographer Christian von Alvensleben, Hamburg.
Courtesy of Rebecca Horn Rebecca Horn.
Pencil Mask, Bleistiftmaske.
1972.
Private collection Rebecca Horn.
© Rebecca Horn, VG Bild Kunst.
Photographer Filmstill.
Courtesy of Rebecca Horn Rebecca Horn.
Mit zwei Händen gleichzeitig die Haare schneiden.
1975.
Private collection Rebecca Horn.
© Rebecca Horn, VG Bild Kunst.
Filmstill.
Courtesy of Rebecca Horn Rebecca Horn.
Mit beiden Händen gleichzeitig die Wände berühren.
1975.
Private collection Rebecca Horn.
© Rebecca Horn, VG Bild Kunst.
Filmstill.
Courtesy of Rebecca Horn Rebecca Horn.
Buster's Bedroom.
1990.
Private collection Rebecca Horn.
© Rebecca Horn, VG Bild Kunst.
Filmstill.
Courtesy of Rebecca Horn Rebecca Horn.
Buster's Bedroom.
1990.
Private collection Rebecca Horn.
© Rebecca Horn, VG Bild Kunst.
Filmstill.
Courtesy of Rebecca Horn Rebecca Horn.
The Feathered Prison Fan.
1978.
Private collection Rebecca Horn.
© Rebecca Horn, VG Bild Kunst.
Filmstill.
Courtesy of Rebecca Horn

Rebecca Horn. The Raven Tree, Der Rabenbaum. 2009-2011. Private collection. © Rebecca Horn, VG Bild Kunst. Photographer Heinz Hefele. Courtesy of Rebecca Horn

Rebecca Horn. Time goes by. 1990-1991. Credit IFA Stuttgart. © Rebecca Horn, VG Bild Kunst. Photographer Atillio Maranzano. Courtesy of collection IFA Stuttgart

Rebecca Horn. Die Malmaschine, The Paintingmachine. 1991. Private collection. © Rebecca Horn, VG Bild Kunst. Photographer Attilio Maranzano. Courtesy of Rebecca Horn

Rebecca Horn. Großes Federrad, Large Feather Wheel. 1997. Credit IFA Stuttgart. © Rebecca Horn, VG Bild Kunst. Courtesy of collection IFA Stuttgart

Rebecca Horn. Der Sonnenseufzer. 2006. Private collection. © Rebecca Horn, VG Bild Kunst. Photographer Ed Restle. Courtesy of Rebecca Horn

Rebecca Horn. Cock Mask, Hanhnenmaske. 1973. Private collection Rebecca Horn. © Rebecca Horn, VG Bild Kunst. Photographer Christian von Alvensleben, Hamburg. Courtesy of Rebecca Horn

Rebecca Horn. Pencil Mask, Bleistiftmaske. 1972. Private collection Rebecca Horn. © Rebecca Horn, VG Bild Kunst. Photographer Filmstill. Courtesy of Rebecca Horn

Rebecca Horn. Mit zwei Händen gleichzeitig die Haare schneiden. 1975. Private collection Rebecca Horn. © Rebecca Horn, VG Bild Kunst. Filmstill. Courtesy of Rebecca Horn

Rebecca Horn. Mit beiden Händen gleichzeitig die Wände berühren. 1975. Private collection Rebecca Horn. © Rebecca Horn, VG Bild Kunst. Filmstill. Courtesy of Rebecca Horn

Rebecca Horn. Buster's Bedroom. 1990. Private collection Rebecca Horn. © Rebecca Horn, VG Bild Kunst. Filmstill. Courtesy of Rebecca Horn

Rebecca Horn. Buster's Bedroom. 1990. Private collection Rebecca Horn. © Rebecca Horn, VG Bild Kunst. Filmstill. Courtesy of Rebecca Horn

Rebecca Horn. The Feathered Prison Fan. 1978. Private collection Rebecca Horn. © Rebecca Horn, VG Bild Kunst. Filmstill. Courtesy of Rebecca Horn

Москва, 15.05.2013—14.07.2013

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

МАММ представляет первую в России персональную выставку знаменитой немецкой художницы Ребекки Хорн. В экспозиции представлено около 35 произведений, среди которых — кинетические объекты, документация ранних перформансов, фильмы и инсталляции. В число последних входят: «Время идет» (Time Goes By; 1990–1991), «Живописная машина» (Paintingmachine; 1991), «Изломанный ландшафт» (Broken Landscape, 1997), «Cinéma Vèritè» (2005), «Дерево-вóрон» (Der Rabenbaum, 2009–2011) и «Блуждающие огни» (Irrlichter, 2012). Также специально для МАММ художница подготовила новую кинетическую инсталляцию «Чемодан беглеца» (Der Fluchtkoffer, 2013).

МАММ представляет первую в России персональную выставку знаменитой немецкой художницы Ребекки Хорн. В экспозиции представлено около 35 произведений, среди которых — кинетические объекты, документация ранних перформансов, фильмы и инсталляции. В число последних входят: «Время идет» (Time Goes By; 1990–1991), «Живописная машина» (Paintingmachine; 1991), «Изломанный ландшафт» (Broken Landscape, 1997), «Cinéma Vèritè» (2005), «Дерево-вóрон» (Der Rabenbaum, 2009–2011) и «Блуждающие огни» (Irrlichter, 2012). Также специально для МАММ художница подготовила новую кинетическую инсталляцию «Чемодан беглеца» (Der Fluchtkoffer, 2013).

Свернуть

Видео

 

Ребекка Хорн Ольга Свиблова, Ребекка Хорн Анна Зайцева и Ольга Свиблова Хейден Чисхольм Татьяна Арзамасова Юрий Аввакумов Александра Вертинская Андрей Бартенев Олег Доу и Антон Белов Александр Пономарев, Сергей Бурасовский и Владислав Флярковский Рут Цюблин (JTI) и Ольга Свиблова Виктор Ерофеев Ник Ильин Варвара Ремчукова Влад Лисовец Ирина Манн Ребекка Хорн и Павел Лунгин Василий Церетели

О выставке

Ребекка Хорн (1944) — классик современного искусства. Первые уроки рисования ей дала гувернантка, а профессиональное образование она получила в Гамбургской высшей школе изобразительного искусства. В 1971 году Ребекка Хорн проходит стажировку в лондонском Художественном колледже Св. Мартина, потом несколько лет проводит в Нью-Йорке (1972–1981). Ребекка Хорн несколько раз становилась участницей важнейшей периодической выставки современного искусства — кассельской «Документы» (1972, куратор Харальд Зееманн; 1977, куратор Манфред Шнекенбургер; 1982, куратор Руди Фукс; 1992, куратор Ян Хут).

Основная тема творчества Ребекки Хорн — это поиск расширенных форм самовосприятия, размышления о границах человеческого тела, о сложном взаимоотношении одушевленного / неодушевленного и о том, как человек коммуницирует с окружающим миром. Эти темы были предметом пристального внимания постминималистского искусства по обе стороны Атлантики, и в этом отношении работы Хорн близки фильмам Брюса Наумана и перформансам Вито Аккончи.

В возрасте 20 лет Ребекка Хорн серьезно заболела и около года провела в госпитале. Ее первые «телесные скульптуры» восходят именно к этому периоду (между декабрем 1968 и июнем 1969 года), а перформансы, в которых они используются («Перформансы 1 и 2»), демонстрируют нам, как тело преодолевает собственные границы, как болезнь и боль сменяются покоем и чувством защищенности. В известном смысле, Ребекке Хорн предстояло заново выстроить коммуникацию с внешним миром и заново открыть его для себя. «В таких работах, как „Балансир для головы“, „Черные рога“, „Продолжение головы“ и „Белое тело-опахало“ мы наблюдаем почти алхимическое преображение тела: дополненное рогами, перьями и крыльями, оно превращается в тело мифологического существа» (Серджо Эдельштейн).

Опыт пребывания в замкнутом пространстве нашел свое отражение в дальнейшем творчестве Хорн: характерно, что действие ее более поздних полнометражных фильмов, которые будут показаны на выставке («Партнер для танцев», «Спальня Бастера»), разворачивается именно в изолированных пространствах.

Важно отметить, что вещи являются такими же героями творчества Хорн, как и люди: одушевленное и неодушевленное сосуществует в ее работах на равных, вступая в различные взаимоотношения. Механизмы, которые она конструирует («Изломанный ландшафт», «Солнечный воздыхатель»), наделяются эмоциями и одушевляются. В своих фильмах, скульптурах и инсталляциях — которые теснейшим образом между собой связаны — Хорн предлагает новое толкование концепции реди-мейда, дополняя ее анимистическими элементами и в этом отношении демонстрируя бо́льшую близость к спиритуалистическим ритуалам, чем к концептуальному искусству. Это объясняет помимо прочего, почему найденные объекты или объекты, которым придается новая функция, играют столь существенную роль в ее творчестве.

«Человеческие» персонажи Хорн, напротив, впадают в автоматизм и уподобляются машинам. Не случайно одной из главных референтных фигур для Хорн на протяжении многих лет оставался Бастер Китон — легендарный комик с застывшей на лице маской невозмутимости. С его именем непосредственно связаны фильм «Спальня Бастера» и инсталляция «Время идет». Но при этом уязвимость героев Хорн столько велика, что они вынуждены прятаться в защитные перьевые коконы, скрываться за масками, в тюрьмах и убежищах, облачаться в смирительные рубашки. Только так и произведения Хорн, и ее персонажи могут обрести свободу.

Произведения Ребекки Хорн во многом опережают время, благодаря чему каждая ее выставка становится запоминающимся событием.

К выставке в МАММ будет приурочено издание книги о Ребекке Хорн с текстами Дорис фон Дратен, Мартина Мозебаха, Карла Хенляйна и Серджо Эдельштейна, а также стихотворениями Ребекки Хорн, которые впервые переведены на русский язык известным переводчиком и лауреатом Премии Андрея Белого (2010) Алёшей Прокопьевым.

Работы Ребекки Хорн находятся в собраниях Музея Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, Музея современного искусства, Нью-Йорк, Музея современного искусства в Лос-Анджелесе, Музея современного искусства в Сан-Франциско, США; Художественной галерее Нового Южного Уэльса, Австралия; Кастелло ди Риволи, Турин, Италия; Галереи Тейт, Лондон, Великобритания; Центра Жоржа Помпиду, Париж, Франция; Центра искусств и медиатехнологий, Карлсруэ, Германия; Городского Музея Ван Аббе в Эйндховене, Нидерланды и многих других.

15 мая в 19:00 в Мультимедиа Арт Музее (ул. Остоженка, 16) состоится открытый мастер-класс Ребекки Хорн.
Предварительная регистрация — mk@mdf.ru.

В рамках

Год Россия-Германия 2012/13

В сотрудничестве с

Гёте-Институт в Москве IFA
 

Генеральный партнер выставки

JTI

Информационный партнер

ELLE

Hediard

Стратегический информационный партнер

Арт Хроника

Генеральный информационный партнер

TimeOut

Информационные партнеры

Первый канал Fashion Collection Коммерсант FM The Art Newspaper Russia Winzavod art review Courrier de Russie be in Foto-Video Диалог Искусств Арт-Гид