Александр Стешанов
Ретроспектива. В рамках программы «История России в фотографиях»

Торжественное открытие международных соревнований «Дружба-84» на Центральном стадионе имени В. И. Ленина. Москва
18 августа 1984 В дождь, 1980-е Балерина за чтением газеты «Известия». Воронежский театр оперы и балета, 1984 Министр иностранных дел СССР Андрей Громыко с гейшами во время первого посещения Японии по приглашению правительства, 1962 Военный парад, посвящённый 60-летию Октябрьской революции. Москва, 1977 Балерина Майя Плисецкая, 1970-е Алла Пугачёва и Борис Моисеев на репетиции, 1983

Торжественное открытие международных соревнований «Дружба-84» на Центральном стадионе имени В. И. Ленина. Москва 18 августа 1984

В дождь, 1980-е

Балерина за чтением газеты «Известия». Воронежский театр оперы и балета, 1984

Министр иностранных дел СССР Андрей Громыко с гейшами во время первого посещения Японии по приглашению правительства, 1962

Военный парад, посвящённый 60-летию Октябрьской революции. Москва, 1977

Балерина Майя Плисецкая, 1970-е

Алла Пугачёва и Борис Моисеев на репетиции, 1983

Москва, 16.IX—8.XI.2017

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

О выставке

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Александра Стешанова, приуроченную к 80-летию бессменного фотокорреспондента «Известий».

Александр Стешанов родился в Москве в 1937 году. Его отец — Нестер Андреевич Стешанов был танкистом, Великую Отечественную войну закончил в Берлине. Эхо войны неожиданным образом откликнулось в профессиональной судьбе будущего фотографа. Вот что теперь рассказывает об этом сам Стешанов: «В моем семейном архиве как самая драгоценная реликвия хранится старый пожелтевший снимок, который отец прислал нам с мамой в Москву из Вены весной 1945 года. На нем — три капитана Красной Армии. Три танкиста, „экипаж машины боевой“. Они снялись в венском фотоателье 14 апреля, на следующий день после освобождения австрийской столицы (одна из последних военных наград отца — медаль „За освобождение Вены“). А дальше было вот что. Отец участвовал в штурме Берлина. Летом 45-го их воинскую часть перебросили на Дальний Восток, и к его боевым наградам прибавилась медаль „За победу над Японией“. В августе его вернули на службу в Германию. Возвращаясь через Москву, он взял с собой семью. 1 сентября я пошел во второй класс школы при военном городке в Бранденбурге. Здесь, как ни странно это прозвучит, решилась моя профессиональная судьба. Мы жили в частном немецком доме. У нас сложились добрые отношения с его хозяйкой фрау Фридой. Когда в 1948 году отец демобилизовался и мы собрались в обратный путь, фрау Фрида подарила мне на память „лейку“, фотоаппарат своего мужа, погибшего на русском фронте. С этой „лейкой“ я, уже московский школьник, ученик 4 касса, пришел в Москворецкий дом пионеров на Большой Полянке (наш дом стоял как раз за ним). Руководитель фотокружка с недоверием отнесся к мальчишке с немецкой „лейкой“, но когда узнал его историю, понял, что мое увлечение фотографией неслучайно... Уже через год мой первый снимок появился в „Пионерской правде“ с подписью: „Фото ученика 5 класса Александра Стешанова“».

Еще школьником Стешанов активно печатался в московских изданиях — в «Вечерней Москве», в журнале «Театральная жизнь». После 8 класса закончил школу рабочей молодежи, пришел на студию при ВГИКе и поступил на операторский факультет. 1959 год стал в судьбе Стешанова переломным. От ВГИКа его в качестве руководителя съемочной группы посылают на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в ту самую Вену, которую освобождал его отец. Здесь Стешанов познакомился со своим коллегой, спецкором газеты «Известия» Константином Толстиковым. Тот, угадав в юноше большой творческий потенциал, по возвращении в Москву порекомендовал его своему главному редактору — Алексею Аджубею.

«Полвека назад в стране началась газетная революция. Страницы „Известий“, до того серые и скучные, запестрели яркими материалами на самые животрепещущие темы. На смену однотипным фотографиям, сопровождавшимся казенной подписью (такой-то за работой) пришли „человеческие“ снимки. Все эти чудесные метаморфозы были связаны с приходом в большую прессу талантливого и смелого реформатора — Алексея Аджубея», — вспоминает художник Борис Ефимов в эссе, посвященном творчеству Александра Стешанова.

В стремлении преобразовать сухой официальный орган, вдохнуть в «Известия» новую жизнь 35-летний Аджубей сделал ставку на молодежь. Стешанов пришелся ко двору. Два года он безотказно, оперативно и талантливо выполнял самые разнообразные редакционные задания как «вольный стрелок». В 1961 году Стешанова взяли в штат. В редакционной системе ценностей это означало высшую степень профессионального доверия и везения. Стешанов проработал в «Известиях» 30 лет. Ревнивые к успеху коллеги всегда отзывались о нем в высшей степени доброжелательно — Стешанов никогда не отказывался от съемок, не делил задания на престижные и проходные, охотно снимал для многотиражки «Известинец», авторам которой не полагалось гонораров, давал уроки фотографии Юрию Гагарину...
Постепенно Стешанов вошел в обойму ведущих фотокорреспондентов газеты наряду с тем же Толстиковым (у них потом была общая фотолаборатория), Сергеем Смирновым, Юрием Надеждиным, Михаилом Харлампиевым и другими. Стешанову стали доверять самые сложные и ответственные задания. В том же 1961 году он сопровождал министра иностранных дел СССР Андрея Громыко во время официального визита в Японию. Впоследствии энергичного и находчивого фотокорреспондента включили в «кремлевский пул» Вместе с Сергеем Смирновым он освещал работу партийных съездов, сессий Верховного Совета СССР. На протяжении своего «известинского» тридцатилетия не раз сопровождал руководителей партии и правительства в зарубежных поездках, объехал весь Советский Союз, создал великолепную галерею портретов — Маргарет Тэтчер, Анджелы Дэвис, Фиделя Кастро, Леонида Брежнева, Михаила Горбачева, Бориса Ельцина.
Но «официоз» — лишь малая часть работы Стешанова. Круг его творческих интересов разнообразен. В послужном списке мастера — московская Олимпиада 1980 года, конкурс имени П.И.Чайковского, балетные премьеры Большого театра, знаменитые хоккейные турниры на приз «Известий» и другие события культурной и спортивной жизни страны. Ему принадлежат замечательные фотопортреты Майи Плисецкой, Мстислава Ростроповича, Галины Вишневской, Поля Робсона, Евгения Евтушенко, Адриано Челентано и многих других.
Фотографу Александру Стешанову было подвластно все. И масштабное, и частное, непубличное. Как никто другой он сумел зафиксировать в своих работах и общий план времени и показать крупным планом надежды и личные переживания своих современников.
В текст использованы материалы, любезно предоставленные Станиславом Сергеевым, председателем Исторического клуба российской прессы, обозревателем газеты «Известия».

Корпоративный попечитель МАММ

Норникель


Информационные партнеры


Генеральные радиопартнеры

Chocolate Radio Business FM

Стратегические информационные партнеры

Журнал «Профиль» Газета.ru
>

Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia


Информационные партнеры

Первый канал bfm.ru RosPhoto The Vanderlust Русский пионер

Photographer.ru Courrier de Russie Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств ArtTube Арт-Гид Фотогора

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.