Александр Родченко. Лестница. 1930. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. Пожарная лестница. Из серии «Дом на Мясницкой улице”. 1925. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. Колонна спортивного общества Динамо. 1932 (1935). Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. Лиля Брик. Портрет для рекламного плаката «КНИГИ».1924. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. Охранник рядом с Шуховской башней. 1929. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. Девушки с платками. 1935. Частная коллекция. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. Пионер - трубач. 1930. Авторская печать. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. Портрет матери фотографа. 1924. Авторская печать. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. Поэт Владимир Маяковский. 1924. Авторская печать. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. Скачки. 1935. Авторская печать. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. Девушка с лейкой. 1934. Авторская печать. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. Люди, идущие на демонстрацию. 1928 (1933). Авторская печать. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. Степанова на балконе. 1928. Авторская печать. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. Радиослушатель. 1929, Авторская печать. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. Обложка книги «Про это» Владимира Маяковского. 1923. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. Балконы. Угол дома. 1925. Авторская печать. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. Сосны. Пушкино. 1927. Авторская печать. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. Пионерка. 1930. Авторская печать. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко. Спортсмены на Красной площади. 1935. Авторская печать. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
Александр Родченко и Варвара Степанова. Юные планеристы. Эскиз разворота для журнала “СССР на стройке”. 1933. Картон, фотомонтаж Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»
выставка завершилась
ТРГ Республика Хрвацке 10, 10000 Загреб, Хорватия
Лондон
Хейворд Гэлери
Берлин
The Gropius Bau
Амстердам
Музей фотографии города Амстердама
Рио де Жанейро
Институт Морейра Саллес
Сан-Паулу
Пинакотека
Винтертур (Швейцария)
Музей фотографии города Винтертур
Рим
Palazzo delle Esposizioni
Краков
Национальный музей Кракова
Вена
WestLicht. Schauplatz für Fotografie
Рейкьявик
Художественный музей Рейкьявика
Мантуя
Палаццо Те
Лугано
Museo d’Arte al LAC
Палермо
Real Albergo dei Poveri
Сенигаллия, Италия
Palazzetto Baviera
Загреб
Музей искусств и ремесел, Загреб, Хорватия
Александр Михайлович Родченко
Московский Дом фотографии в течение 10 лет ежегодно проводил выставки Родченко, по кусочкам открывая его архив, сканирование негативов заняло 4 года. В
Русский авангард ХХ века — явление уникальное не только в российской, но и мировой культуре. Ослепительная энергия созидания, наработанная художниками этой великой эпохи до сих пор питает современную художественную культуру и каждого из нас, соприкасающегося с арт-продукцией эпохи русского модернизма. Александр Родченко, безусловно, был одним из главных генераторов творческих идей и общей духовной ауры этого времени. Живопись, дизайн, театр, кино, полиграфия, фотография. .. — все области художественной культуры, в которые вторгался могучий талант этого очень красивого и очень сильного человека, претерпевали трансформацию, открывавшую принципиально новые пути развития.
Начало
Родченко внедрил в фотографию идеологию конструктивизма, разработал методический инструментарий ее реализации. Открытые им приемы стремительно тиражировались. Их использовали как его ученики и единомышленники, так и эстетические и политические оппоненты. Однако само по себе использование «метода Родченко», включавшего открытую им диагональную композицию, ракурсную съемку и др. приемы, не гарантировало автоматически художественного масштаба фотографии. Практика Родченко-фотографа оказалась замешанной не только и не столько на формальных приемах, за которые его беспощадно критиковали уже с конца
Это романтическое начало, заложенное в детстве, проведенном за кулисами театра, где работал его отец, трансформировалось в мощное утопическое мышление Родченко-конструктивиста, верившего в возможность позитивного преображения мира и человека. В
Устав от непрерывных революционных преобразований, создавших реальность, далекую от идеалов, вдохновлявших ранний период его творчества, 12 февраля 1943 года он отмечает в дневнике: «Искусство — это служение народу, а народ ведут кто куда. А мне хочется вести народ к искусству, а не искусством вести куда-то. Рано родился я или поздно? Надо отделить искусство от политики...».
Александру Родченко, преданному друзьями и учениками, пережившему гонения и лишенному возможности работать и зарабатывать на жизнь, участвовать в выставках, исключенному из Союза художников, тяжело болевшему в последние годы жизни, повезло. У него была семья: друг и соратник Варвара Степанова, дочь Варвара Родченко, ее муж Николай Лаврентьев, его внук Александр Лаврентьев и его семья — небольшой, но очень сплоченный клан, заряженный творческой энергией. Как и для Александра Родченко, творчество стало главным в их жизни. А еще они посвятили эту жизнь сохранению наследия Александра Родченко и служению фотографии. Благодаря им работы Родченко заново узнал мир и его страна. Если бы не было этой семьи, возможно, не появился бы и первый фотографический музей в России — Московский Дом фотографии. В доме Родченко, вместе с семьей Родченко мы открывали и изучали историю русской фотографии, которую нельзя представить без Александра Родченко.
Ольга Свиблова, директор музея «Московский Дом фотографии»
Русский авангард ХХ века — явление уникальное не только в российской, но и мировой культуре. Ослепительная энергия созидания, наработанная художниками этой великой эпохи до сих пор питает современную художественную культуру и каждого из нас, соприкасающегося с арт-продукцией эпохи русского модернизма. Александр Родченко, безусловно, был одним из главных генераторов творческих идей этого времени. Живопись, дизайн, театр, кино, полиграфия, фотография... — все области художественной культуры, в которые вторгался могучий талант этого очень красивого и очень сильного человека, претерпевали трансформацию, повсюду он открывал принципиально новые пути.
Начало 1920-х годов — «эпоха промежутка», пользуясь термином Виктора Шкловского, одного из лучших критиков и теоретиков того времени, момент, когда — пусть на короткое время, пусть иллюзорно — возник резонанс между художественным и социальным экспериментом. Именно в это время, в 1924 году, Александр Родченко, уже сложившийся и известный художник, поставивший в центр своей эстетики лозунг "Мы обязаны экспериментировать«1, вторгается в фотографию. Результатом этого вторжения оказываются не только созданные им шедевры, вошедшие в классику мировой и российской фотографии, но и изменение представлений о природе фотографии и роли фотографа. В фотографию вносится проектное мышление. Она оказывается не только отражением действительности, но и становится способом визуальной презентации динамических мыслительных конструкций.
Родченко внедрил в фотографию идеологию конструктивизма, разработал методический инструментарий ее реализации. Открытые им приемы стремительно тиражировались. Их использовали как его ученики и единомышленники, так и эстетические и политические оппоненты. Однако само по себе использование «метода Родченко», включавшего открытую им диагональную композицию, ракурсную съемку и др. приемы, не гарантировало автоматически художественного масштаба фотографии. Практика Родченко-фотографа оказалась замешанной не только и не столько на формальных приемах, за которые его беспощадно критиковали уже с конца 1920-х годов, сколько на глубокой внутренней романтике, присущей ему еще в студенческие годы (достаточно вспомнить его удивительные письма-сказки, которые он писал Варваре Степановой в первые годы их знакомства). Это романтическое начало, заложенное в детстве, проведенном за кулисами театра, где работал его отец, трансформировалось в мощное утопическое мышление Родченко-конструктивиста, верившего в возможность позитивного преображения мира и человека. В 1920-е годы Родченко в каждой новой фотографической серии ставит новые задачи и создает манифесты о том, какой должна стать фотография и жизнь, преображенная конструктивистским художественным началом. В 1930-е, особенно в конце 1930-х, измученный критикой и травлей, он пытается анализировать и жизнь, и художественную практику, в том числе собственную, эволюция которой во многом определила сложившуюся позже эстетику социалистического реализма. Кстати, во всей истории русской фотографии первой половины ХХ века Александр Родченко — единственный, кто благодаря своим печатным статьям и дневниковым записям, оставил уникальные свидетельства художественной рефлексии фотографа-мыслителя, осуществлявшего свое творчество сознательно.
Устав от непрерывных революционных преобразований, создавших реальность, далекую от идеалов, вдохновлявших ранний период его творчества, 12 февраля 1943 года он отмечает в дневнике: "Искусство — это служение народу, а народ ведут кто куда. А мне хочется вести народ к искусству, а не искусством вести куда-то. Рано родился я или поздно? Надо отделить искусство от политики...«2
Александру Родченко, преданному друзьями и учениками, пережившему гонения и лишенному возможности работать и зарабатывать на жизнь, участвовать в выставках, исключенному из Союза художников, тяжело болевшему в последние годы жизни, повезло. У него была семья: друг и соратник Варвара Степанова, дочь Варвара Родченко, ее муж Николай Лаврентьев, внук Александр Лаврентьев и его семья. Небольшой, но очень сплоченный клан, заряженный творческой энергией. Как и для Александра Родченко, творчество стало главным в их жизни. Работы Родченко заново узнал мир и его страна. С Александром Родченко мы открываем и изучаем историю русской фотографии, которую нельзя представить без его работ.
Ольга Свиблова, директор музея «Московский Дом фотографии»
1 Александр Родченко. Опыты будущего. М., 1996, с. 199-200.
2 Александр Родченко. — Там же, с. 282.