Роджер Баллен. Снижение. 2012
Роджер Баллен. Ловец кошек. 1998
Роджер Баллен. Дрэси и Кэйси. 1993
Роджер Баллен. Голова внутри майки. 2001
Роджер Баллен. Мимикрия. 2005
Роджер Баллен. Щенок между ступней. 1999
Роджер Баллен. Сержант Де Брюн, тюремное ведомство. 1992
Роджер Баллен. Крутящаяся проволока. 2001
выставка завершилась
Манежная площадь, д. 1 (
www.moscowmanege.ru
В рамках 10-ой юбилейной «Фотобиеннале 2014» МАММ представляет ретроспективу одного из самых значительных фотографов второй половины ХХ века — Роджера Баллена. Работы, Баллена находятся в коллекциях ведущих мировых музеев: Музея Современного Искусства (Нью-Йорк), Европейского Дома фотографии (Париж), Центра Жоржа Помпиду (Париж), Музея Виктории и Альберта (Лондон). В 2002 году Роджер Баллен был признан Лучшим фотографом года старейшего европейского фестиваля «Международные фотографические встречи в Арле». Выставки Баллена с огромным успехом прошли в США, Великобритании, Франции, Германии, ЮАР, Италии, Нидерландах.
Фотографии, представленные на выставке, охватывают почти 40 лет, неизменным остается одно: снимки Баллена — всегда вызов для зрителя, призыв к опасному и странному путешествию внутрь себя, на которое мы вряд ли могли бы отважиться без художника.
Роджер Баллен родился в Нью-Йорке в 1950 году, но практически всю сознательную жизнь (больше 30 лет) провел в Южной Африке. Геолог по образованию, он впервые оказался в Южной Африке в областях, далеких от цивилизации. Его камера подробно исследовала жизнь безлюдных, маленьких городов-поселений. Начав с пейзажей и городских этюдов, Баллен постепенно проник в дома, погрузился в странный мир людей, которые как будто не замечают «большого мира», существуя на грани патологии и нормы, шокируя обывателя и привлекая художника. В 1994 году Роджер Баллен окончательно убедился в отсутствии необходимости перемещения в пространстве в поисках новых сюжетов для съемок и стал находить практических всех героев недалеко от своего дома в Йоханнесбурге.
Кажется, Баллен с самого начала хотел «усилить» реальность, сообщить ей мистическую перспективу, дойти до самого дна (совершенно в духе Достоевскго), чтобы обрести подлинность, увидеть суть вещей. Он начал с традиционной, черно-белой фотографии и постепенно расширял свой арсенал средств, используя видео, скульптуру, реди-мейды и пр. Очень часто на его снимках видны только фрагменты предметов, происхождение которых туманно, и зрительское воображение неизбежно достраивает происходящее за кадром. Фотографии Баллена становятся частью некого шаманского действия, которому публика не только легко поддается, но и открывает для себя все новые и новые возможности участия в нем.