Сара Мун. Авриль Бенар. Кадр из фильма “5H-5”, 2013. © Sarah Moon
Сара Мун. Эме Деде. Кадр из фильма “5H-5”, 2013. © Sarah Moon
Сара Мун. Жозе Шидловски. Кадр из фильма “5H-5”, 2013. © Sarah Moon
Сара Мун. Кадр из фильма “5H-5”, 2013. © Sarah Moon
Сара Мун. “Снаружи”, 2013. © Sarah Moon
Сара Мун. “Тень”, 2013. © Sarah Moon
выставка завершилась
В рамках Десятого Международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2014» МАММ представляет короткометражный фильм «Без пяти пять» знаменитого французского фотографа и режиссера Сары Мун, начиная с 1998 года — постоянной участницы фестивалей, организованных музеем «Московский Дом фотографии». Фильм «Без пяти пять» с огромным успехом прошел в рамках старейшего фестиваля «Фотографические встречи в Арле», где был впервые показан два года назад.
В одном из интервью, по поводу заключительного проекта «сказочной серии» — «Черная шапочка», который Сара Мун представила на «Фотобиеннале 2012», она пообещала в ближайшее время привезти в Москву новую историю.
Сара Мун подчёркивает, что суть ее работы заключена не в том, чтобы зафиксировать изображение, а в том, чтобы рассказать историю. Фильмы Сары Мун — это визуальная поэзия. В них главным для художницы является не сюжет, а тонкие нити эмоционального напряжения, которые возникают между героями, а также напряжения, возникающие между предметным и природным в ее волшебных, поэтических мирах.
Выставки Сары Мун проходили в Париже, Арле, Лондоне, Праге, Токио, Нью-Йорке и Москве, а фильмы получали престижные премии на кинофестивалях. Среди ее фильмов — документальная лента о великом Анри Картье-Брессоне, а также короткометражки, в которых она предлагает собственную трактовку классических сказок, помещая их в современные декорации: «Красная нить» по-новому рассказанная история о Синей Бороде, «Цирк» — «Девочка со спичками», «Русалка Одервиля» — «Русалочка» Ханса-Кристиана Андерсена, а снятая в 2002 году «Черная шапочка» — новая интерпретация сюжета сказки Шарля Перро «Красная шапочка».
Сара Мун родилась в 1941 году. В 1960-х — работала моделью (ее можно увидеть на снимках Хельмута Ньютона и Ги Бурдена), изучала рисунок. С 1970 года стала фотографировать сама: сначала для модного глянца — журналов Vogue, Harper’s Bazaar, Elle и рекламных кампаний Comme des Garçons, Chanel, Sonya Rykiel, Issey Miyake and Christian Lacroix, — а затем обратилась к художественной фотографии, к нежным образам из прошлого — конца XIX — начала XX века: ее героини хрупки и женственны, а снимки — с их ограниченной палитрой и размытым кадром — будто пришли к нам из первых опытов фотографии. В 1983 проходит ее персональная выставка в Международном центре фотографии в Нью-Йорке, а в 1995 Национальный центр фотографии в Париже принимает ее ретроспективу. В том же году она получает Гран-при по фотографии (Awards Grand Prix de la Photographie, Paris).
Сара Мун утверждает, что фотографом ее сделали фильмы, а не занятия фотографией: «Если копаться совсем глубоко, то первооткрывателем силы образа и визуальной картинки для меня был Сергей Эйзенштейн. Его фильмы, работы настоящего мастера, дали мне очень много задолго до того, как я открыла для себя фотографию... А вообще-то, первыми фильмами, которые я увидела, были немое кино и немецкие импрессионисты — Фридрих Мурнау, Фриц Ланг, Эрик фон Штрогейм. Картинка была настолько мощной, красивой, что, я думаю, они на меня сильно повлияли: дали мне примерное представление о том, как должно выглядеть „говорящее“ изображение... В юности я попала в потрясающий водоворот лучших фильмов новой волны, которые говорили со зрителями языком образов и ассоциаций. Годар, Трюффо, Феллини были режиссерами, которые тогда шли в кино, как сейчас идут блокбастеры или семейные комедии».