Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Спорт в фотографии. От Родченко до наших дней

Спорт в фотографии. От Родченко до наших дней

Анатолий Егоров. Футбол на Красной площади. 1936. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ Сергей Гунеев. Старт. Москва. 1984—1986. Цветной отпечаток. Собрание МАММ Сергей Гунеев. Бег с препятствиями. Москва. 1980. Цветной отпечаток. Собрание МАММ Александр Родченко. Физкультурный парад на Красной площади. Ритмическая гимнастика. Москва. 1936. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ Лев Бородулин. Блок. 1975. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ Лев Бородулин. В космос! 1964. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ Лев Бородулин. Пирамида. Москва. 1954. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ Макс Пенсон. Копьеметатель. Узбекская ССР. 1928. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Анатолий Егоров. Футбол на Красной площади. 1936. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Сергей Гунеев. Старт. Москва. 1984—1986. Цветной отпечаток. Собрание МАММ

Сергей Гунеев. Бег с препятствиями. Москва. 1980. Цветной отпечаток. Собрание МАММ

Александр Родченко. Физкультурный парад на Красной площади. Ритмическая гимнастика. Москва. 1936. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Лев Бородулин. Блок. 1975. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Лев Бородулин. В космос! 1964. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Лев Бородулин. Пирамида. Москва. 1954. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Макс Пенсон. Копьеметатель. Узбекская ССР. 1928. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Москва, 13.04—15.07.2024

до окончания выставки — 75 дней

Поделиться с друзьями




Кураторы: Анна Зайцева,
Мария Лаврова
Кураторы: Анна Зайцева,
Мария Лаврова

Свернуть

О выставке


СПОРТ В ФОТОГРАФИИ

От Родченко до наших дней

 

Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку — исследование феномена спорта сквозь призму фотографии с начала XX века до наших дней. Спорт — это проекция социума, его ценностных установок. Фотография спорта, меняясь вместе с обществом, отражает социальные и культурные особенности каждой эпохи. Экспозиция, включающая произведения классиков советской и российской фотографии — Александра Родченко, Макса Пенсона, Аркадия Шайхета, Бориса Игнатовича, Льва Бородулина, Александра Абазы, Дмитрия Донского, Сергея Гунеева, а также современных спортивных фотографов, рассказывает об эволюции жанра, позволяет проследить смену стилей и эстетических парадигм, демонстрирует современные тенденции, связанные с развитием новых технологий. 

После Октябрьской революции спорт перестает быть элитарным, аристократическим способом проведения досуга и приобретает массовый характер.

Культ здорового тела в послереволюционные годы — часть масштабного проекта по созданию нового человека. Всего через полтора месяца после подписания Брестского мира, на фоне уже начавшейся иностранной интервенции и разгорающейся Гражданской войны, 22 апреля 1918 года ВЦИК выпустил декрет, который наряду с «введением всеобщего военного обучения трудового населения» предполагал «как можно шире организовать физическое воспитание и спорт среди трудящихся». В 1923 году был принят декрет ВЦИК РСФСР «Об образовании высшего и местных советов физической культуры трудящихся РСФСР».

Советская власть активно пропагандировала спорт, а важнейшим способом пропаганды начиная с 1920-х годов были фотоиллюстрированные издания, которые выходили массовыми тиражами. Газеты, журналы, брошюры, посвященные спорту, формировали важный заказ для лучших фотографов того времени. Некоторые из этих раритетных изданий представлены на выставке.

Центральным образом советской фотографии спорта 1920-х — начала 1950-х годов является не профессиональный спортсмен с конкретным именем и историей выдающихся побед, а физкультурник. «Копьеметатель» и «Боксер» Макса Пенсона (1928), «Прыжок в воду» Михаила Прехнера (начало 1930-х), «Юная спортсменка» Ивана Шагина (1930-е) — эти снимки, ставшие классикой отечественной фотографии, демонстрируют физически совершенное тело в статуарных позах и обобщенный идеализированный образ нового человека.

   Одним из главных сюжетов фотографий 1930-х — начала 1950-х годов становится спортивный парад, который демонстрировал не соревновательность, а, наоборот, способность слиться в единое, слаженно движущееся коллективное тело. Акробатические пирамиды с транспарантами, помпезные декорации и сложнейшая хореография, в которой тела участников образуют одно гигантское многорукое существо, — эти массовые зрелища становятся новым видом монументального искусства, «в котором театр, балет, опера, живопись, скульптура, музыка, песня синтетически соединены, подчиняясь физкультурному действию» (Охлопков Н. Счастливый день // Газета «Известия», 26 июля 1938 г.). Физкультурные парады на Красной площади снимают лучшие фотографы — Александр Родченко, Эммануил Евзерихин, Иван Шагин, Анатолий Егоров, Самарий Гурарий, Аркадий Шайхет. 

Расцвет физкультурных парадов приходится на тот период развития фотографии, когда авангардные эксперименты уже осуждены как «формализм», а творческие объединения, включая возглавляемую Александром Родченко в начале 1930-х конструктивистскую группу «Октябрь», ликвидированы. В фотографиях Родченко со спортивного парада на Красной площади 1936 года уже почти нет следов прежних экспериментов. Однако острые ракурсы, знаменитая «косина» композиции и то, что Дзига Вертов называл «динамической геометрией» кадра, все еще присутствуют в его снимках.

В 1930-е годы еще не были изобретены телеобъективы. Фотографы были вынуждены выбирать ближнюю точку съемки. Специальных фотозон не существовало: иногда они снимали прямо среди рядов физкультурников во время парадов или непосредственно за спинами легкоатлетов в момент старта («Старт» Ольги Игнатович, 1930-е).

Во второй половине 1940-х годов советский спорт начинает интегрироваться в международные спортивные ассоциации. В 1952 году в Хельсинки Советский Союз впервые получил представительство на Олимпиаде. Победы в международных соревнованиях обретают символический капитал, имеющий большое социальное и политическое значение.

С наступлением оттепели в фотографии расширяется диапазон допустимых выразительных средств и сюжетов. Становится возможным обращение к опыту фотографического авангарда 1920-х годов и его формальным находкам. Кроме того, возникает запрос на живую человеческую эмоцию и индивидуальный психологический портрет героя, в том числе спортсмена. В спортивной фотографии выразителем нового типа съемки стал Лев Бородулин, чьи снимки не только пользовались огромным успехом в Советском Союзе, но и во многом повлияли на мировую спортивную фотографию.

Спортивная фотография «аналоговой эпохи» ставила целью создание художественного образа. Снимая на пленку, фотограф физически не мог формировать новостной процесс. Негатив требовал проявки, печати и только потом отправлялся заказчику — газете или журналу. Во время проявки и печати фотографы в темной комнате «колдовали» над снимками. Так, например, Александр Абаза не только радикально кадрировал свои снимки, но и пользовался обильной ретушью и монтажом.

В 1970—1980-е годы стремительно развивается фототехника. Появившиеся инновации используют спортивные фотографы. Дмитрий Донской одним из первых использовал новые возможности объективов с переменным фокусным расстоянием. Сергей Гунеев стал применять дистанционное управление фотокамерой: установив ее прямо на беговой дорожке, он создал знаменитый снимок

«Бег с препятствиями», удостоенный 3-го приза World Press Photo в категории «Спорт» в 1980 году.

С развитием интернет-медиа спортивная фотография попадает в новый контекст. В частности, необходимость выбрать для публикации одну или две фотографии сменяется возможностью создать целую фотогалерею, представляющую событие в разных аспектах и позволяющую работать сериями. Этот период развития жанра представлен на выставке ведущими современными фотографами спорта — Сергеем Бобылевым (ТАСС), Дарьей Исаевой («Спорт-Экспресс»), Владимиром Песней (РИА Новости), Марией Плотниковой, Алексеем Филипповым (РИА Новости), Константином Чалабовым (РИА Новости).

МАММ благодарит РИА Новости, информационное агентство России ТАСС, Государственный музей В. В. Маяковского, МИРА коллекцию, «Спорт-Экспресс» за предоставление работ для выставки, а также Российский государственный архив кинофотодокументов за предоставление кинохроники 1910—1920-х годов.

 

Партнеры Выставки

РИА новости ТАСС Музей Маяковского мира Спорт Экспресс

Стратегический партнер музея

alfabank

Генеральный радиопартнер

Серебряный дождь

Стратегический информационный партнер

marieclaire

Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia

Информационные партнеры

Первый канал Crocus TV Русский пионерДиалог ИскусствThe Vanderlust  RosPhotoPhotographer.ru