Томашкевич И. Р. На столбах близ Красноярска. Красноярский край. 1890-е. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Захар Виноградов. Серия «Жизнь и природа России. Волга и Приволжье». Деревья, залитые весенним разливом Волги. 1913. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Захар Виноградов. Серия «Жизнь и природа России. Волга и Приволжье». Песчаные отмели ниже Васильсурска. 1913. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Захар Виноградов. Серия «Жизнь и природа России. Волга и Приволжье». Пугало на бакше. Саратовская губерния. 1913. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Неизвестный автор. Издательство «Ундервуд и Ундервуд». "Золотой осений день тихо исчезает в тиши и солнечных лучах". Япония. 1896. Альбуминовый отпечаток. Собрание МАММ
Неизвестный автор. Вид на фонтан. Россия. Конец XIX - начало XX века. Альбуминовый отпечаток. Собрание МАММ
Неизвестный автор. Издательство «Акционерная компания Аристофот», Тауха. Роща. Германия, конец XIX - начало XX века. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Неизвестный автор. Neue Photographische Gesellschaft A.-G., Steglitz-Berlin. Кавказ. Пятигорск. Парк. 1906. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Неизвестный автор. Живая картина. Девочки у ширмы. Конец XIX - начало XX века. Раскрашенный альбуминовый отпечаток. Собрание МАММ
Неизвестный автор. Сцена из спектакля «Дедушкин сон». Конец XIX - начало XX века. Раскрашенный альбуминовый отпечаток. Собрание МАММ
Неизвестный автор. Издательство «Ундервуд и Ундервуд». Серия «Начальный курс географии». США. Ниагарский водопад. 1900-е. Альбуминовый отпечаток. Собрание МАММ
Неизвестный автор. Издательство «Ундервуд и Ундервуд». Серия «Начальный курс географии». Вид кратера Асо Сана через cернистые пары. Япония. 1900-е. Альбуминовый отпечаток. Собрание МАММ
выставка завершилась
Сегодня трехмерное изображение прочно вошло в жизнь современного человека: мы ходим в 3D кинотеатры, покупаем журналы с трехмерными картинками внутри, используем отдельные приемы в полиграфическом и web-дизайне, полагая стереоизображение чуть ли не новейшим технологическим достижением. Однако его история насчитывает без малого два века, и эффект от появления объемной картинки завораживал зрителей начиная с 30-х годов XIX века. Выставка «С глазу на глаз», подготовленная Мультимедиа Арт Музеем, Москва при участии Политехнического музея рассказывает разные истории стереофотографии, предлагая современному зрителю самостоятельно восстановить последовательность событий и увидеть, что один из самых массовых видов досуга XIX века может быть интересен и современному искушенному взгляду.
Несмотря на развитие технологий, главный принцип создания объемного кадра остался прежним: необходимо сделать два снимка одного сюжета (каждый из которых соответствует взгляду правого и левого глаза), которые при просмотре сольются в одно объемное изображение. Сильнее изменился способ просмотра стереофотографии: экран и специальные очки сделали возможным коллективный просмотр, в то время как, глядя в стереоскоп, зритель XIX века оставался один на один с изображением.
Будучи невероятно популярной, стереофотография совершенно не претендовала на статус произведения искусства. Одна из особенностей стереоскопических видов состоит в том, что автор изображений чаще всего остается неизвестен. Ключевая роль принадлежит не фотографу, а компании, выпускающей стереографические карточки: «Ундервуд и Ундервуд» в США, Великобритании, Японии, Канаде; акционерное общество «Гранберг» в Швеции; стереографическое издательство «Свет» в России и т.д. Изготовление и выпуск большим тиражом стереоскопических видов, специальных наборов, которые продавались отдельно или же в комплекте со стереоскопом, было хорошим бизнесом.
Став коммерчески успешным делом, ранняя стереофотография служила на первый взгляд противоположным целям. С одной стороны она оказалась включена в сферу научного знания: медицина, география, астрономия и другие науки получили возможность использовать новый тип изображения в качестве наглядного пособия. Стереофотография словно усиливала реальность, и все предметы оказались доступны для «ощупывания» глазом. То, что до этого представлялось абстрактно (например, соответствие лунных фаз и приливов/отливов) приобретало более чем конкретные формы, которые можно было наблюдать в стереоскопе. Вместе с тем, особенно популярны стали стереоскопические снимки, сделанные в разных уголках планеты (Япония, Китай, Канада и т.д.), которые в середине и конце XIX века для большинства европейцев оставались абстракцией не меньше, чем фазы луны и биологические процессы. Наборы стереофотографий из экзотических стран подменяли реальное утомительное путешествие, а зритель мог получить исчерпывающее впечатление не только о природе и ландшафтах, но и о людях, населявших, например, остров Хоккайдо. Объемное изображение как будто восполняло недостаток мобильности человека XIX века, который замер в ожидании революционных изменений, достигаемости и доступности мира. Стереофотография стала незаменимым средством в попытке описать и упорядочить, каталогизировать окружающий мир, к чему во многом стремилась наука XIX столетия. В этом смысле характерна серия стереофотографий российского фотографа Захара Виноградова, который совершал многочисленные экспедиции по Российской империи, откуда привозил подробнейшие фотоотчеты, в большинстве своем снятые на стереокамеру.
С другой стороны, стереоскоп стал неотъемлемым предметом интерьера городских гостиных и выполнял функцию чистого развлечения. Просмотр и создание стереофотографий стал благородным видом домашнего досуга, когда члены семьи и друзья собирались, чтобы совершить путешествие на другой конец света или поучаствовать в создании так называемых «живых картин», театрализованных сценок на популярный литературный или исторический сюжет, которые снимались на домашний стереофотоаппарат и затем рассматривались к удовольствию всех участников. Однако не всегда стереофотография оказывалась средством исключительно благородного досуга: в середине XIX века особенное распространение получили эротические и даже порнографические карточки, рассматривание которых в силу той же «натуралистичности» изображения оказывалось в числе чувственных удовольствий совсем другого порядка.
К началу XX века стереофотография, достигнув наивысшей популярности, постепенно начинает уступать место новым типам изображения. Она отходит на второй план, оставляя зрителям особый опыт восприятия, который связан с просмотром объемного изображения. Сегодня иллюзия легкости перехода в другой мир, одновременно пугающий и привлекательный, снова завораживает зрителей. В свою очередь объем, наложение изображений, длительность просмотра и изменение фокуса внимания, все эти эффекты, так или иначе берущие начало в стереофотографии давно стали приемами, используемыми современными художниками. Стереоскопическое изображение, изначально далекое от эстетических притязаний, присваивается искусством как метод, приобретая новые значения.