На фото: Олег Янковский, Андрей Тарковский, Тонино Гуэрра и другие. Неизвестный автор. Последний съемочный день. 1984
На фото: Андрей Герцов, Полина Григорян, Катя Федорова, Алена Долецкая, Анна Дюльгерова, Юлия Шарова, Лана Чесновицкая, Ксения Романова, Саймон Робинс, Наталия Водянова, Ольга Дунина, Наталия Чернова, Виктория Морозовская, Маша Минаева, Марина Сютаева, Оксана Семиряга, Ирина Маханева, Ирина Алексеева, Наташа Морозова, Таня Курносова, Дима Фаст, Нелли Константинова, Наталья Октябрьская, Наталья Лучанинова, Сурьяна Волкова, Ольга Свиблова, Сергей Томаш. Неизвестный автор. Секс на Красной площади. 2010
На фото: на первом плане - Ксения Махненко (слева), Ксения Пономарева (справа). Во втором ряду: Максим Соколов (слева). Неизвестный автор. Хорошевская элегия. 1991
На фото (верхний ряд): Камиль Чалаев, Гарик Асса (Гарик Горилла), Катя Рыжикова, Гор Чахал, Евгений Калачев, Мария Персик (?), Анжей Захарищев-Браун, Машалариса Бородина, Иван Кочкарев, Игорь Кечаев, Игорь Алейников, Андрей Вишневский, Павел Каплевич. Средний ряд: Валерий Сыроваткин, Настя Михайловская (Сарочан), Илья Медков, Глеб Алейников. Нижний ряд: Татьяна Щербина, Борис Юхананов, Валера Светлов (крайний справа). Неизвестный автор. Тридцатилетие Бориса Юхананова. 30 сентября 1987
На фото: Татьяна Бек, Виталий Мануйлов, Дмитрий Токоногов, Алексей Алехин, Лев Рубинштейн, Антон Красовский. Неизвестный автор. Таня. 1996
На фото: Валерий Золотухин, Марина Полицеймако, Борис Дьяченко, Готлиб Ронинсон, Татьяна Сидоренко, Виктор Штернберг, Виктор Шуляковский и другие на сцене в декорациях Валерия Левенталя. Неизвестный автор. Вишневый сад. 1986
На фото: справа Гидон Кремер (второй), Филипп Хиршхорн (третий), Вольдемар Стурестеп (пятый). Неизвестный автор. Осколки детства. 1959
На фото: Михаил Прохоров (справа). Неизвестный автор. Дембельский альбом. 1989
На фото: Роман Виктюк, Наталья Макарова, Хуан Хуан, Алла Коженкова, Эрик Курмангалиев, Сергей Маковецкий, Татьяна Сухачева, Леонид Любвинский, Лев Новиков, Асаф Фараджев, Сергей Виноградов, Ирина Метлицкая, Сергей Николаевич и другие. Валерий Плотников. Роман с Баттерфляй. 1992
На фото: Андрей Мягков, Александр Калягин, Игорь Васильев, Ирина Мирошниченко, Олег Ефремов, Николай Скорик, Анастасия Вертинская, Михаил Рощин, Петр Щербаков, Игорь Золотовицкий, Елена Проклова, Олег Борисов и другие. Валерий Плотников. Комедия распада. 1987
На фото: Леонид Десятников, Борис Мессерер, Белла Ахмадуллина, Аркадий Ипполитов, Полина Осетинская, Дуня Смирнова, Александр Тимофеевский, Ирина Любарская, Сергей Дубровский, Владимир Напарин, Ирена Пастухова, Андрей Самадуга. Неизвестный автор. Снимок. 1991
выставка завершилась
Манежная площадь, д. 1 (
www.moscowmanege.ru
Этот фотопроект возник как продолжение литературного номера журнала «СНОБ» (7/8, 2014), посвященного ностальгии. Как известно, время от времени СНОБ задается глобальными вопросами бытия и приглашает своих авторов поразмышлять над ними. Так было с проектом «Все о моем отце», или «Все о Еве», а потом и «Все о моем доме». К разговору подключались не только профессиональные литераторы, но и просто те, кому есть что сказать по интересующему вопросу. В этом смысле, ностальгия — тема абсолютно необъятная. Для кого-то это счастливые воспоминания детства, для кого-то — сильное любовное переживание юности, а для кого-то тоска по «дыму Отечества». Как писал в Париже в начале 30-х годов поэт-эмигрант Георгий Иванов: «Туманные проходят годы. И вперемешку дышим мы то затхлым воздухом свободы, то вольным холодом тюрьмы».
Иллюстрацией к этим очень разным текстам стали коллективные фотографии из архивов участников проекта СНОБ. Какие-то из них были сделаны такими признанными мэтрами, как Валерий Плотников и Андрей Безукладников, но в большинстве своем это любительские снимки, не отмеченные никакой особой художественностью. Интерес они представляют исключительно по одной причине: в них четко отпечаталось время и то, какими мы были когда-то. К тому же сам жанр коллективной фотографии диктует, как мне кажется, особое состояние для всех, кто оказывается в зоне внимания объектива. Напряженная теснота, вытянутые шеи, неудобные позы — все это с лихвой компенсируется ощущением какого-то веселого заговора и коллективного братства, длящегося в реальном времени не более секунды, но остающегося навсегда. Свидетельские показания участников добавят смешных и трогательных деталей, благодаря которым наша «Ностальгия» обретет формат и дыхание Большой Истории.
Мы вглядываемся в знакомые лица, узнаем забытые подробности. Мы понимаем, что перед нами жизнь, которая была совсем недавно и которой больше уже никогда не будет. И как заклинание от любой ностальгии, повторяем по привычке пушкинские строки: «Сердце в будущем живет; настоящее уныло; все мгновенно, все пройдет; что пройдет, то будет мило».
Сергей Николаевич,
главный редактор журнала СНОБ