Лайош Лендьел. Элла со стеклянной тарелкой. 1938. Серебряно-желатиновая печать. Частная коллекция
Йожеф Печи. Мода. 1936. Серебряно-желатиновая печать. Венгерский музей фотографии
Нандор Барани. Движение. Около 1936. Серебряно-желатиновая печать. Венгерский музей фотографии
Нандор Барани. Баланс. 1936. Серебряно-желатиновая печать. Венгерский музей фотографии
Лайош Лендьел. Прибыль. Около 1930. Коллаж. Частная коллекция
выставка завершилась
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Венгерский авангард. 1918—1939». В экспозицию вошли 60 работ из собрания Венгерского музея фотографии и частных коллекций, помогающие составить представление о том, как развивалось венгерская фотография в период между мировыми войнами. На выставке показаны работы ведущих венгерских фотографов-модернистов: Имре Кински, Евы Бешне, Юдит Карас, Лайоша Лендьела, Йожефа Печи, Нандора Барани, Кароя Эшера, Ангело, Ференца Хаара, Эрнё Вадаша, Иштвана Керня и Денеша Ронаи.
В начале ХХ века Европа представляла собой единое, интернациональное, динамично развивающееся культурное пространство, объединявшее художников, писателей, фотографов, философов и поэтов. В этом колоссальном «плавильном котле» зарождались новые идеи и художественные течения, последователями которых становились люди самых разных культур и национальностей.
В период между мировыми войнами Венгрия подарила миру целую плеяду гениев, имена которых сегодня знает каждый. Андре Кертеш, Брассай, Ласло Мохой-Надь, Мартин Мункачи и Роберта Капа — величайшие звезды фотографии первой половины ХХ века, ставшие знаменитыми в Париже, Берлине, Нью-Йорке — были выходцами из Австро-Венгерской империи.
Венгрия была местом невероятной концентрации фотографических талантов, и выставка в МАММ убедительно это доказывает. В целом история венгерской фотографии развивалась параллельно с западноевропейскими художественными течениями и направлениями. Например, художественная группа «Magyar vadak» («Венгерские дикие») в период с 1904 по 1914 годы повторяла путь французских художников-современников, а в творчестве авангардной группы «Nyolcak» («Восемь»), которая сложилась в 1911 году, ярко проявилось характерное для той эпохи стремление к обновлению в живописи.
В это время в Венгрии были популярны и фоторепортаж, и салонная, и социографическая, и художественная фотография. Отличительными особенностями «венгерского стиля» были: печать серебряно-желатиновых снимков на зеркальных поверхностях, использование мягкого рисунка объектива и контрового света при компоновке кадра.
Развитие политически ангажированной социографической фотографии в Венгрии и в венгерской диаспоре ближнего зарубежья можно наблюдать в творчестве трех образовавшихся в 1930-е годы объединений: движения «Sarló» («Серп»), базировавшегося в Чехословакии и возглавляемого Эдгаром Балогом; группы «Munka» («Труд») под руководством Лайоша Кашшака и связанной с венгерским народническим движением группы Сегедского молодежного художественного коллегиума, во главе которой стоял Дюла Ортутаи. К «Sarló» можно причислить Ирен Блю, к кругу Кашшака — Ференца Хаара и Лайоша Лендьела, а к сегедской группе — закончившую Баухаус Юдит Карас.
Представители всех трех групп, несмотря на различия в политических взглядах, с помощью фотографии стремились бороться с социальными проблемами и несправедливостью. Их творческое видение передано словами Лайоша Гро, одного из членов группы Кашшака: «Эти фотографии — орудие классовой борьбы». Одновременно с этим в творчестве фотографов четко просматривался гуманистический пафос. Это сочетание социального и общечеловеческого с легкой руки венгерского историка искусства Ивана Хевеша в 1934 году получило название «нового видения».