Уважаемые посетители! С 30 июля по 4 сентября музей закрыт в связи с проведением ремонтных работ
и переоборудованием экспозиционных залов. Приносим свои извинения.
Все образовательные программы, запланированные на этот период, будут проводиться по расписанию.

МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»

Победа над будущим

Венеция, 7.06.2009—22.11.2009

выставка завершилась

Российский павильон 53-й венецианской биеннале современного искусства

Венеция, Италия

Поделиться с друзьями

О выставке

Победа как феномен имеет бесконечное количество философских, культурологических, социальных, этических и художественных интерпретаций. Победа это еще и экзистенциальное и эмоциональное состояние, выступающее одним из главных целеполагающих факторов поведения каждого конкретного индивида и социума в целом. «Победа над Солнцем» — знаменитая футуристическая опера Михаила Матюшина, Алексея Крученых и Казимира Малевича, была написана в 1913-м году в предчувствии грядущих катастроф начала ХХ века. В начале века ХХ1 кризис парализовал общество не столько экономической стагнацией, сколько страхом перед будущим.

Опираясь на личный художественный опыт и глубоко укорененные в современном русском искусстве традиции русского авангарда, участники русского павильона Павел Пепперштейн, Алексей Каллима, Георгий Острецов, Андрей Молодкин, Анатолий Журавлев, Ирина Корина, Сергей Шеховцов проблематизируют и метафоризируют тему «победа над будущим», создавая собственные художественные миры.

Блистательный представитель московской концептуальной школы Павел Пепперштейн, известный своими абсурдистскими рисунками ландшафтов будущего, на Венецианской биеннале представляет серию картин, в которых жесткие супрематические элементы прорастают сквозь расплывчатые контуры мегаполисов будущего. Утопическая энергия русского авангарда прививается на одряхлевший ствол современной цивилизации, в надежде, что на новом витке исторической спирали эта прививка даст жизнеспособные побеги. В зале будет звучать авторский реп художника, перемежающийся с «Весной священной», написанной Игорем Стравинским в 1913-м году.

Анатолий Журавлев работает с проблемой исторической памяти. Сотни исторических персонажей ХХ века, так или иначе повлиявших на ход истории, от Ганди до Эйнштейна, от Черчилля до Пикассо, на миниатюрных фотографиях диаметром 1 см помещены в хаотические абстрактные черные кляксы, которые как черные дыры заполняют пространство зала от пола до потолка. Игра с масштабом, текстурой и фактурой проявляет фотографический материал особенно остро и пронзительно, поднимая проблему проявления будущего через прошлое.

Андрей Молодкин представляет мультимедийную инсталляцию, включающую две стеклянные скульптуры с полыми силуэтами Ники Самофракийской — символом победы. Одна скульптура будет заполняться черной пульсирующей жидкостью — нефтью, другая красной — кровью. На скульптуры направлены видеокамеры. Проекция на экран совмещает оба изображения друг с другом. Черные и красные потоки пульсируют внутри ожившей Ники Самофракийской, символизируя амбивалентность любой Победы.

Алексей Каллима создает огромные фрески, с трибунами заполненными болельщиками футбольного матча. Они беснуются от радости победы и отчаяния поражения. Фрески написаны флюорисцентными красками, проявляющимися только в ультрафиолетовом освещении. В определенный момент приближения зрителя к фреске, срабатывает датчик, выключающий ультрафиолетовый свет. Зритель оказывается в белой пустоте, переживая пустоту как неизбежное следствие триумфальной эйфории. Название проекта «Теорема дождя» отсылает к теории хаоса и фактической невозможности предугадать ни исход спортивных соревнований, ни ход истории.

Ирина Корина — художник, работающий с мерцающими фактурами и состояниями, артикулирующий зазор между воспоминанием и предчувствием. Ее огромные фонтаны, выполненные из старых цветных клеенок, напоминают странные биоморфные формы, наполненные упругим тургором.

Сергей Шеховцов обыгрывает геральдику русского павильона, построенного великим русским архитектором Щусевым в 1914-м году. Он создает инсталляцию из поролона на фасаде павильона, отслеживая превращение символов нового времени в новую геральдику.

Георгий Острецов создает инсталляцию, представляющую анфиладу заброшенных комнат, в конце которой за столом сидит механический манекен — художник, работающий над эскизами своих будущих проектов. Художественная деятельность, как производство произведений переживающих творца, сама по себе и есть победа над будущим.

Ольга Свиблова,
Куратор Российского павильона