MULTIMEDIA ART MUSEUM, MOSCOW
MUSEUM "MOSCOW HOUSE OF PHOTOGRAPHY"
Ru

William Carrick
Photos of the Russian Empire: 1860 – 1870
Pavel and Anastasia Khoroshilov’s collection

William Carrick.
Peasant meal.
Simbirsk province.
1871.
Albumen print William Carrick.
Petitioner for alms (beggar).
1860-1870s.
Albumen print William Carrick.
Milk seller (from the Okhta area).
St. Petersburg.
1860s.
Albumen print William Carrick.
Fruit seller.
Gostiny Dvor, St. Petersburg.
1860s.
Albumen print William Carrick.
Girl and married woman in festive costumes.
Poretskoye village, Alatyr uyezd,
Simbirsk province.
1871-1878.
Albumen print William Carrick.
Washing pots and pans.
1860-70s.
Albumen print William Carrick.
Village of Medino.
Simbirsk province.
1871-1878.
Albumen print William Carrick.
Peasants on a sledge.
1876-1878.
Albumen print

William Carrick. Peasant meal. Simbirsk province. 1871. Albumen print

William Carrick. Petitioner for alms (beggar). 1860-1870s. Albumen print

William Carrick. Milk seller (from the Okhta area). St. Petersburg. 1860s. Albumen print

William Carrick. Fruit seller. Gostiny Dvor, St. Petersburg. 1860s. Albumen print

William Carrick. Girl and married woman in festive costumes. Poretskoye village, Alatyr uyezd, Simbirsk province. 1871-1878. Albumen print

William Carrick. Washing pots and pans. 1860-70s. Albumen print

William Carrick. Village of Medino. Simbirsk province. 1871-1878. Albumen print

William Carrick. Peasants on a sledge. 1876-1878. Albumen print

Moscow, 10.02.2016—8.03.2016

exhibition is over

Share with friends

Curator: Igor Volkov

Curator: Igor Volkov

Close

For mass-media

As part of the 11th International Month of Photography in Moscow ‘Photobiennale 2016’ the Multimedia Art Museum, Moscow presents ‘Photographs of the Russian Empire 1860s −1870s’, an exhibition by William Carrick, the celebrated Russian photographer of Scottish ancestry.

Like many representatives of the creative intelligentsia in that period, William Carrick (1827-1878) was a ‘man of the world’: born in Edinburgh, he was educated in Russia and spent most of his life there, being addressed in St. Petersburg as Vasily Andreyev, according to Russian custom; he also travelled extensively in Europe and spoke five languages fluently. His handsome appearance, excellent sense of humour and ability to win the favour of new acquaintances paved the way for the future photographer’s brilliant career.

A family of Scottish merchants, the Carricks had settled in Russia in the 18th century. William Carrick’s grandfather was known on the London Stock Exchange as a ‘merchant from St. Petersburg’. His son Andrew Carrick, also a merchant, journeyed from St. Petersburg to Edinburgh in 1825 on matters of business and met his future wife there; after the birth of his firstborn son William brought his family from Edinburgh to Kronstadt, and then on to St. Petersburg.

When William finished school his father sent him to the Imperial Academy of Arts to study architecture, but the young man dreamed of applying his talents to ‘fine’ rather than applied art and attended a course on painting with great enthusiasm. In 1853 William Carrick graduated from the architectural department of the Academy of Arts, in his own words, ‘with the right to build, but unfortunately without knowing how to build’.

He spent the next three years in Rome, the cultural capital of Europe at that time. Initially he planned to take up watercolour painting, but observing how the once commercially successful art of the watercolour was gradually relinquishing its popularity to photography, he made the serious decision to devote himself to this ‘young art’.

William Carrick set off for his Scottish homeland to study the technical aspects of photography, and there met his future professional partner, photographic technician John MacGregor. After returning to St. Petersburg the two friends opened an atelier, ‘Photography by Carrick’ on Malaya Morskaya Street. Contemporaries noted that in Carrick ‘the artist overwhelmed the scientist’, but this did not prevent him from making a remarkable contribution to improving the photographic process. William Carrick invented a practical method for extended exposure of wet plates.

Portraiture was the most popular and profitable branch of photography in the 19th century. Mendeleyev, Kramskoi, and even the Grand Duke Nikolai Alexandrovich visited Carrick’s studio, but cabmen, soldiers, lackeys, maids and cooks of no particular note sat in the queue to see Carrick, along with the famous and noble inhabitants of St. Petersburg. The photographer believed that ordinary and impoverished customers deserved even greater attention than the wealthy and distinguished.

Apart from traditional portraits, William Carrick was one of the first Russian photographers to feature the life of ordinary people as subject matter. In the 1860s he created a series of ‘street types’, including hawkers, beggars, yard keepers, milkmaids, floor polishers, chimneysweeps, post-boys, policemen, cabmen, etc. Most of the models were photographed in a frontal view, full-length, and the images were taken in a studio pavilion, against a neutral background. The chosen method not only typified, but also emphasised their variety: viewers unwittingly began to closely observe the poses, gestures, facial expressions, costumes and even wares of the most diverse size, shape and texture. Carrick issued this series of approximately 300 photographs as cartes de visite (9×6 cm), a format suitable for collecting.

The tradition of depicting types among the ordinary folk acquired a more accomplished form due to interest in ‘exotica’ in the 18th century: for example, the series of engravings depicting ‘Russian Types’ by Jean-Baptiste Le Prince. On the wave of this romanticisation of national heritage and folk culture, several series of lithographs with ‘urban types’ were produced in Russia in the first third of the 19th century. But it was in the second half of the 19th century, when such academic disciplines as ethnography and anthropology began to develop apace, that photography proved to be a more precise instrument for implementing the idea of all-inclusive records and cataloguing.

In the mid-1860s William Carrick began to favour the cabinet card format (10×15 cm), which allowed for more complex compositions with a large number of characters and details. At this time he also started to work outside the studio, which was more labour-intensive and demanded more time. Accompanied by a vast quantity of equipment and materials, Carrick and MacGregor went on several ‘photographic expeditions’, first to the St. Petersburg, Tver and Novgorod provinces, and Finland. Assisted by the patronage of the landowner N. M. Sokovkin, in the summer of 1871 they set off on a journey down the Volga and reached Simbirsk. In 1872 John MacGregor died suddenly, a terrible blow for William Carrick. Subsequently he made another two trips along the Volga, now alone, in 1875 and 1878, passing through the Yaroslavl, Kostroma, Nizhny Novgorod, Kazan, Simbirsk, Samara and Saratov provinces.

William Carrick’s photographs of ‘types’ and genre scenes became famous and there was no shortage of purchasers, among them travellers and foreigners (the cards often bear captions in two languages). In 1862 the heir to the throne, Grand Duke Nikolai Alexandrovich, viewed the collection and presented the photographer with a diamond ring. The series was displayed to great acclaim at the All-Russian Manufactory Exhibition in 1870 and received the grand silver medal at the Polytechnic Exhibition of 1872. In 1873 it was included in the photography section at the London International Exhibition, and in 1878 Leon Warnerke presented a large collection of Carrick’s images at the Exposition Universelle in Paris.

Carrick and MacGregor’s photographic series were in keeping with the spirit of the times — an era of social and artistic upheaval: the ‘Great Reforms’ (among them the abolition of serfdom) and the development of realism in fine art and literature. In the 1860s the theme of everyday existence among the peasantry interested artists, writers, journalists and scholars. The photographic scenes from peasant life created in Carrick’s studio were reminiscent of paintings by the Wanderers, and this was not incidental: as a graduate from the Academy of Arts, Carrick was on friendly terms with many artists. Frequently artists used Carrick’s photographs to paint their pictures, instead of making sketches in the field. In 1876 he was awarded the title Photographer of the Imperial Academy of Arts.

The archive of William Carrick included more than one thousand diverse images. After the photographer’s death his oeuvre was dispersed in various national and private collections world wide, and for many years they remained unknown to the wider public. This exhibition will show part of a vast private collection — more than one hundred prints, allowing us to appreciate the scale of the photographer’s artistic concept and become well acquainted with his work.

Corporate trustee

Norilsk Nickel


General information partner

ELLE

General radio partners

Chocolate Radio Business FM


Strategic information partners

Profile magazine Gazeta.ru


Information partners

1st Channel The Art Newspaper Russia bfm.ru BURO 24/7 RosPhoto The Vanderlust Russian pioner

Iskusstvo Magazine DI Сlub.foto.ru ArtTube Сult.mos.ru


Official guide of the "Photobiennale 2016"

ART GUIDE

Дорогие друзья! Обращаем ваше внимание: начиная с июля 2016, днем бесплатного посещения в МАММ становится каждый третий вторник месяца, вместо воскресенья. Будем рады видеть вас!

RussianEnglish

Вильям Каррик
Фотографии Российской империи 1860-х -1870-х годов
Собрание Павла и Анастасии Хорошиловых

Вильям Каррик.
Крестьянский обед.
Симбирская губерния.
1871.
Альбуминовый отпечаток Вильям Каррик.
Проситель милостыни (нищий).
1860-1870-е.
Альбуминовый отпечаток Вильям Каррик.
Продавщица молока (охтенка).
Санкт-Петербург.
1860-е.
Альбуминовый отпечаток Вильям Каррик.
Продавец фруктов.
Гостиный двор, Санкт Петербург.
1860-е.
Альбуминовый отпечаток Вильям Каррик.
Девушка и замужняя женщина в праздничных костюмах.
Село Порецкое, Алатырский уезд, Симбирская губерния.
1871-1878.
Альбуминовый отпечаток Вильям Каррик.
Мытье посуды.
1860-70-е.
Альбуминовый отпечаток Вильям Каррик.
Село Медино.
Симбирская губерния.
1871-1878.
Альбуминовый отпечаток Вильям Каррик.
Крестьяне в санях.
1876-1878.
Альбуминовый отпечаток

Вильям Каррик. Крестьянский обед. Симбирская губерния. 1871. Альбуминовый отпечаток

Вильям Каррик. Проситель милостыни (нищий). 1860-1870-е. Альбуминовый отпечаток

Вильям Каррик. Продавщица молока (охтенка). Санкт-Петербург. 1860-е. Альбуминовый отпечаток

Вильям Каррик. Продавец фруктов. Гостиный двор, Санкт Петербург. 1860-е. Альбуминовый отпечаток

Вильям Каррик. Девушка и замужняя женщина в праздничных костюмах. Село Порецкое, Алатырский уезд, Симбирская губерния. 1871-1878. Альбуминовый отпечаток

Вильям Каррик. Мытье посуды. 1860-70-е. Альбуминовый отпечаток

Вильям Каррик. Село Медино. Симбирская губерния. 1871-1878. Альбуминовый отпечаток

Вильям Каррик. Крестьяне в санях. 1876-1878. Альбуминовый отпечаток

Москва, 10.II—8.III.2016

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Куратор: Игорь Волков

Куратор: Игорь Волков

Свернуть

О выставке

В рамках XI международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2016» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку выдающегося русского фотографа шотландского происхождения Вильяма Каррика «Фотографии Российской империи 1860-х −1870-х годов».

Как и многие представители творческой интеллигенции того времени, Вильям Каррик (1827-1878), был «человеком мира»: родился в Эдинбурге, получил образование и прожил большую часть жизни в России, в Петербурге его даже называли на русский манер: Василием Андреевичем, много путешествовал по Европе, свободно владел пятью языками. Приятная внешность, прекрасное чувство юмора и способность расположить к себе собеседника способствовали успешной карьере будущего фотографа.

Семья шотландских купцов Карриков поселилась в России еще в XVIII веке. Дед Вильяма Каррика был известен на Лондонской бирже как «купец из Петербурга». Его сын Эндрю Каррик, тоже купец, в 1825 году приехав по делам из Петербурга в Эдинбург, встретил там свою будущую жену и после рождения первенца — Вильяма, перевез семью из Эдинбурга в Кронштадт, а затем и в Петербург.

По окончании школы отец отправил Вильяма в Императорскую Академию художеств, обучаться архитектуре, но молодой человек мечтал о занятиях «чистым», а не прикладным искусством, и с большим удовольствием посещал курс живописи. В 1853 году Вильям Каррик закончил Академию художеств по классу архитектуры, по собственному выражению, «имея право строить, но, к несчастью, не умея».

Три следующих года он провел в Риме — культурной столице Европы того времени. Изначально он планировал заняться акварельной живописью, но наблюдая как некогда коммерчески успешное искусство акварели, постепенно вытесняется набиравшей популярность фотографией, всерьез решил посвятить себя этому «молодому искусству».

Технические особенности фотографии Вильям Каррик отправился изучать на родину в Шотландию и там же повстречал своего будущего партнера по фотографическому делу фототехника Джона Макгрегора. Вернувшись в Санкт-Петербург компаньоны основали ателье «Фотография Каррика» на Малой Морской улице. Современники замечали, что в Каррике «артист подавлял ученого», что, однако, не помешало ему внести заметный вклад в усовершенствование фотопроцесса. Вильям Каррик изобрел практический метод для продолжительной экспозиции мокрых пластин.

Съемка портретов была наиболее востребованной и прибыльной отраслью фотографии в XIX веке. В ателье Каррика побывали Менделеев и Крамской, и даже великий князь Николай Александрович, но наряду с известными и благородными жителями Петербурга, в очереди к Каррику сидели и ничем не примечательные извозчики, солдаты, лакеи, горничные и поварихи. Фотограф полагал, что простые и бедные заказчики заслуживают даже большего внимания, чем знатные и богатые.

Помимо традиционных портретов, Вильям Каррик одним из первых в русской фотографии обратился к съемке сюжетов из народной жизни. В 1860-е годы он создал серию «уличных типов», среди которых были разносчики, нищие, дворники, молочницы, полотеры, трубочисты, почтальоны, будочники, извозчики и т.п. Большинство моделей были сняты фронтально, в рост, снимки были сделаны в павильоне на нейтральном фоне. Выбранный метод не только типизировал, но и подчеркивал различия: зрители невольно начинали вглядываться в позы, жесты, выражения лиц, костюмы, а также товары самых разнообразных размеров, форм и фактур. Эту серию, включавшую около 300 фотографий, Каррик выпустил в удобном для коллекционирования формате визитных карточек (9×6 см).

Традиция изображения народных типов обрела законченную форму в XVIII веке с его интересом к «экзотике», когда были созданы, например, серии гравюр «Русские типы» Жана-Батиста Лепренса. В первой трети XIX века на волне романтизации национального прошлого и народной культуры в России выпускается несколько серий литографий «городских типов». Однако, именно во второй половине XIX века, когда начинают активно развиваться такие науки, как этнография и антропология, фотография становится наиболее точным инструментом для воплощения идеи всеобщей фиксации и каталогизации.

В середине 1860-х Вильям Каррик начал чаще использовать кабинетный формат (10×15 см), что позволяло создавать более сложные композиции с большим количеством персонажей и деталей. В это время он также начал работать вне студии, что было более трудоемко и требовало больше времени. С огромным количеством аппаратуры и материалов Каррик и Макгрегор совершили несколько «фотографических экспедиций», поначалу по Санкт-Петербургской, Тверской и Новгородской губернии и Финляндии. Благодаря поддержке помещика Н. М. Соковкина, летом 1871 они отправились в путешествие по Волге, доехав до Симбирска. В 1872 Джон Макгрегор скоропостижно умер, что стало большим потрясением для Вильяма Каррика. Впоследствии он самостоятельно совершил еще две экспедиции по Волге — в 1875 и 1878, охватив Ярославскую, Костромскую, Нижегородскую, Казанскую, Симбирскую, Самарскую и Саратовскую губернии.

Фотографии типов и жанровых сцен Вильяма Каррика получили большую известность и охотно покупались, в том числе путешественниками и иностранцами (не случайно, карточки часто подписаны на двух языках). В 1862 году с коллекцией познакомился великий князь, наследник престола Николай Александрович и пожаловал фотографу кольцо с бриллиантом. Серия с успехом выставлялась на Всероссийской мануфактурной выставке в 1870 году, получила большую серебряную медаль на Политехнической выставке 1872 года. В 1873 году ее включили в состав фотографического отдела Лондонской международной выставки, а в 1878 году Л.В. Варнерке представил большую коллекцию снимков Каррика на Всемирной выставке в Париже.

Серии фотографий Каррика и Макгрегора были созвучны духу времени — эпохи социальных и художественных изменений: «Великих реформ» (в том числе, отмены крепостного права) и развития реализма в изобразительных искусствах и литературе. В 1860-е годы тема крестьянского быта интересовала художников, литераторов, журналистов и исследователей. Фотографические сцены из крестьянской жизни, созданные в ателье Каррика, напоминали полотна передвижников, и это было не случайно: будучи выпускником Академии художеств, Каррик дружил со многими художниками. Зачастую фотографии Каррика использовались художниками для написания картин вместо натурных этюдов. В 1876 году ему было присвоено звание фотографа Императорской Академии художеств.

Архив Вильяма Каррика включал более тысячи разнообразных сюжетов. После смерти фотографа снимки оказались в разных государственных и частных коллекциях по всему миру, и долгое время были неизвестны широкому зрителю. На выставке будет представлена часть крупнейшего частного собрания — более ста отпечатков, что позволит ощутить всю масштабность замыслов фотографа и максимально полно познакомиться с его творчеством.

Корпоративный попечитель

Норильский никель


Генеральный информационный партнер

ELLE

Генеральные радиопартнеры

Chocolate Radio Business FM


Стратегические информационные партнеры

Журнал «Профиль» Газета.ru


Информационные партнеры

Первый канал The Art Newspaper Russia bfm.ru BURO 24/7 RosPhoto The Vanderlust Русский пионер

Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Сlub.foto.ru ArtTube Сult.mos.ru


Официальный путеводитель «Фотобиеннале 2016»

Арт-Гид

Будьте в курсе последних событий музея и наших открытий

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2016. О проекте