Гюнтер Юккер. Космическое видение (5 световых дисков). 1961-1981. Частное собрание, Дюссельдорф
Гюнтер Юккер. Песчаная мельница. 1970-2009. Собрание Фонда Зеро, Дюссельдорф
Хайнц Мак. Разнообразные колонны. 1960-1969. Ателье Мак
Отто Пине. Распространение солнца. 1966 – 2014. Собрание Фонда Зеро, Дюссельдорф
Отто Пине. Распространение солнца. 1966 – 2014. Собрание Фонда Зеро, Дюссельдорф
Отто Пине. Три синих светящихся привидения. 2012 (повторение работы 1966). Собственность Элизабет Голдринг Пине и Отто Пине, Гротон
Отто Пине. Три синих светящихся привидения. 2012 (повторение работы 1966). Собственность Элизабет Голдринг Пине и Отто Пине, Гротон
выставка завершилась
В рамках Дней Дюссельдорфа в Москве МАММ представляет выставку легендарного международного художественного движения ZERO. В 2011 году музей впервые представил в России его итальянскую часть, в нынешнюю экспозицию вошли работы немецких основателей движения — Гюнтера Юккера, Хайнца Мака и Отто Пине.
После окончания Второй мировой войны по всей Германии наблюдался небывалый всплеск художественной активности. Пережив ужас одной из самых страшных войн в истории человечества, художники, писатели, философы чувствовали необходимость переосмыслить трагедию, освободиться от наследия прошлого, возродить идеи модернизма и Баухауза, господствовавшие до прихода к власти нацистов.
Дюссельдорф, благодаря удачному расположению — близости к Парижу, Амстердаму, Антверпену, Брюсселю, — стал одним из наиболее заметных интернациональных культурных и экономических центров послевоенной Европы.
Именно в Дюссельдорфе в 1957 году возникла группа ZERO. У ее истоков стояли Отто Пине и Хайнц Мак, позже к ним присоединился Гюнтер Юккер. Ноль в названии группы не был символом отрицания — он был точкой отсчета, точкой тишины и пустоты, в которой возникал новый мир, полный надежды и света.
К началу 60-х годов к «нулевой отметке» пришли многие мировые художники и философы: Морис Мерло-Понти рассуждал о «нулевой отметке бытия», Ролан Барт — о «нулевой степени письма», Ив Кляйн открыл выставку под названием «Пустота», а Джон Кейдж начал работать над музыкой тишины. В 1963 году появился манифест Отто Пине, Хайнца Мака и Гюнтера Юккера, он назывался «ZERO — это тишина. ZERO — это начало».
Выражением идей группы стали световые и кинетические инсталляции, объекты на стыке живописи и скульптуры, а также монохромная живопись.
Участники группы находились в постоянном творческом контакте с ведущими европейскими и американскими художниками того времени: Ивом Кляйном, Лучо Фонтаной, Пьеро Мандзони, Жаном Тенгли, Марком Ротко и др. Представители международного художественного сообщества вели интенсивный диалог, выражавшийся в совместных выставках и других, самых разнообразных формах сотрудничества.
Творчество группы соприкасалось с абстрактным экспрессионизмом, с оп-артом, новым реализмом, ситуационизмом, лэнд-артом и даже с поп-артом.
Несмотря на тесную связь между художниками ZERO, каждый из них обладал неповторимой индивидуальностью и работал над собственными проектами.
Хайнц Мак экспериментировал с кинетическими возможностями света, и лейтмотивом его творчества является световая стела. Он размещал эти объекты в нетронутых пространствах пустынь и в открытом море, и зачастую публика могла познакомиться с этими работами лишь благодаря фото- и видеодокументации. Для работ Гюнтера Юккера характерно отсутствие цвета, и главную роль в них играет гвоздь, по-своему преломляющий свет и темноту. Пине, сочетавший художественное образование с философской подготовкой, был увлечен взаимодействием искусства и науки.
В то же время художники группы ZERO и их единомышленники всегда стремились к тому, что Гюнтер Юккер называл «миром, где искусство перестает быть делом одиночек».
Генеральные радиопартнеры |
Стратегические информационные партнеры |