Лекция Ирины Кулик «По ту сторону разума: бессознательное как утопия»
Интерес к бессознательному в искусстве сформировался ещё на рубеже XIX-XX вв., на стыке авангардной культуры и стремительно набирающей популярность области изучения и осмысления закономерностей человеческого сознания. Вышедшую в 1921 году книгу швейцарского психиатра Вальтера Моргенталера «Душевнобольной как художник», посвященную творчеству его пациента Адольфа Вёльфли, основоположник сюрреализма Андре Бретон называл одним из трех самых важных сочинений ХХ века. А опубликованная год спустя книга Ханса Принцхорна «Художественное творчество душевнобольных» послужила отправной точкой для Жана Дюбюффе и созданного им направления Ар Брют.
Представление о роли бессознательного в культуре менялось в течение века, пройдя путь от утопии чистого творческого начала до зловещего инструмента, дающего возможность манипулировать коллективным поведением. Об этих трансформациях Ирина Кулик расскажет на своей следующей лекции. Её героями станут Зигмунд Фрейд, Сальвадор Дали, Джексон Поллок, Яёи Кусама, Луиз Буржуа и многие другие.