Мультимедиа Арт Музей, Москва | События | Александр Сокуров - Молох

Друзья, во вторник, 24 декабря, музей будет закрыт.

Молох

кино17/III 18:55. Кинозал

Молох

1999, 1час 50 мин.

Автор сценария: Юрий Арабов

Операторы: Алексей Фeдоров, Анатолий Родионов

В фильме Александра Сокурова действие разворачивается в течение суток в призрачном и неприступном Доме, построенном на Горе для человека Власти — Власти уже совершившей жуткую, катастрофически разрушительную работу над миром и над самим человеком. У героев этой кинопритчи исторические имена, горько известные всему миру, — Адольф Гитлер, Ева Браун, Йозеф и Магда Геббельс, Мартин Борман и другие. И у Горы, как у всех персонажей, есть реальный прототип: гора Кельштайн в Альпах, где в 1939 году было возведено в стиле казенной романтики третьего рейха «гнездо» для фюрера — Кельштайнхауз.

В кинематографе России гитлеровская тема появилась в годы второй мировой войны и была связана с задачей разоблачения идеологии нацизма. В стране, принявшей на себя главный удар фашисткой Германии, самое массовое из искусств — кино создавало плакатно—плоскостной, карикатурный образ «бесноватого фюрера». Гитлер как персонаж советских сатирических киносборников военных лет, затем как условно—знаковая фигура киноэпопей о войне, снимавшихся в послевоенные годы, был заведомо лишен психологического объема.

Психологический ракурс — ракурс авторского взгляда — появился впервые в небольшой документальной картине Александра Сокурова «Соната для Гитлера» (1979–1989), смонтированной из кадров немецкой кинохроники. Фашизм, вообще тоталитарная власть как источник личностной катастрофы диктаторов на фоне трагедии обманутого и опозоренного народа — именно эту тему по параллели с отечественной историей разрабатывал режиссер в своей документальной композиции. Не политический, но гуманитарный аспект интересовал Сокурова еще в одной документальной картине о войне с фашизмом — «И ничего больше» (1982–1987). Государственные лидеры и обыкновенные люди на руинах войны, где поля сражения, разоренные города так же безжизненны, как и комфортабельная обстановка международных правительственных встреч — таков образ послевоенного мира, воссозданный режиссером на материале старой хроники. Уникальность художественного метода Сокурова — документалиста (им снято более 20 документальных лент) в том, что документ им не интерпретируется, но переплавляется в совершенно самостоятельную изощренную художественную форму, насыщенную лирическим чувством. В 80–90 годы режиссер создал цикл документальных картин, названных элегиями.

В перипетиях истории, в биографиях знаменитых и никому не известных людей, в литературных сюжетах Сокурова интересуют прежде всего переломные состояния — переходный период человеческого существования к трагически неизбежному финалу: от жизни к смерти. Поэтому претензии человека влиять на судьбы других людей, претензии власти в киноработах Сокурова всегда пропущены сквозь призму горько—иронического, отстраненного авторского взгляда. Человек не властен над собственной природой, он лишь бездомное, неприкаянное дитя неведомых ему сил. Кто бы ни были герои фильмов Сокурова: разжалованный советский милиционер («Разжалованный», 1980) или английские интеллигенты первого десятилетия ХХ века из пьесы Б. Шоу («Скорбное бесчувствие», 1983–1987), героиня Г. Флобера Эмма Бовари («Спаси и сохрани», 1990) или Раскольников Ф. Достоевского («Тихие страницы», 1993) — Сокуров как бы настигает их в момент длящейся духовной агонии — после катастрофы. Энергетический распад как следствие волевого напряжения — постоянная тема многих работ режиссера.

Эту тему продолжает фильм «Молох». Продуктом распада целой культурной эпохи представлена в этом фильме фигура Гитлера — как символическое олицетворение последней ступени Власти, как символ абсурда вселенских претензий человека.

Основные постулаты эпохи модерна: идеи преображения — преобразования жизни, нарциссический волюнтаризм творческой личности и витальная эстетика, утвержденные в массовом сознании как руководство к действию, выродились в свою противоположность — в агрессию подавления жизнедеятельности целых народов, в культ вождя и вечной войны. Война в картине Сокурова производит свою истребительную работу в душах и телах тех, кто ее развязал, хотя реальный фронт — лишь далекий и почти неизвестный героям фон их обыденной комфортной жизни. Взгляд режиссера направлен в обратную от исторического экрана сторону — вглубь человеческой природы, полярной демоническому механизму Власти. Трагический гротеск Сокурова, развернутый на материале гитлеровской Германии, затрагивает проблемы сегодняшнего мира, независимые от географии, от политического устройства, — России или Америки. Если соединить вместе части двух известных формул: «Сумерки кумиров» Фридриха Ницше и «Триумф воли» Лени Рифеншталь, снявшей под таким названием в 1936 году апологетический фильм о Гитлере, получим формулу современного мира, найденную Александром Сокуровым — «Сумерки воли». Это диагноз, поставленный художником.

Из монохромного колорита плесени и тлена, доминирующего в картине, выделена контрастными пятнами жизни фигура Евы. Взыскующий и тревожный, насмешливый и отчаявшийся голос ее любви, голос самой природы режиссер противопоставил угасающему ритму абсурдистского диалога, выхолощенной схеме ритуальных отношений, в центре которых не человек, но «отец нации». Этот голос униженной, но не уничтоженной женственности ведет и завершает трагический мотив в дуэте главных персонажей — Ади и Евы.

Психологическая игра в гротескных, комически—нелепых, но совершенно серьезно разработанных ситуациях поставила перед исполнителями ролей сложные задачи. В картине снимались актеры драматических театров Санкт—Петербурга. Это первая картина Сокурова, в которой все главные роли поручены профессиональным артистам. В десяти прежних своих игровых фильмах режиссер часто предпочитал занимать непрофессионалов. Роль Гитлера сыграл известный петербургский артист Леонид Мозговой, которого Сокуров снимал в картине «Камень» (1992) в гриме писателя Антона Чехова. Роль Евы исполнила актриса Елена Руфанова.

Вся художественно—постановочная работа произведена в павильонах и мастерских киностудии «Ленфильм», натурные съемки велись в горах Баварии. Картина озвучена в Германии артистами берлинских театров. Александра Тучинская.

Призы и награды:

Приз «За лучший сценарий» 52—го Международного кинофестиваля в Каннах Юрию Арабову, автору сценария фильма Александра Сокурова «Молох».

Расскажите друзьям