кино12/III 19:00. Кинозал
12 марта — 18 марта — картины обладателя «Золотого Льва» Венецианского кинофестиваля Александра Сокурова в кинозале МАММ. Будут показываться самые известные фильмы режиссера («Молох», «Мать и сын», «Александра», «Восточная элегия», «Альтовая соната. Дмитрий Шостакович» и др.).
13 марта, вторник
Одинокий голос человека.
Автор сценария: Юрий Арабов
Оператор: Сергей Юриздицкий
«Фильм «Одинокий голос человека» — первая полнометражная работа в игровом кино режиссера А. Сокурова, снятая в 1978 году и реконструированная в 1987 году на киностудии «Ленфильм» при содействии Союза кинематографистов.
Элегия. (1986), 3 части, 1 час 30 мин.
Автор сценария: Александр Сокуров
Операторы: Александр Буров, Лев Рожин, Людмила Краснова, Александр Грачев
В фильме использована музыка Д. Шостаковича, Э. Грига, П. Гречанинова, А. Рубинштейна, Д. Верди, Ж. Масснэ, народная музыка.
Первая «Элегия» Александра Сокурова была снята в 1984 году. Легендарная слава великого русского певца Федора Шаляпина на его родине еще жила вразрез с официозной тенденцией обличительства и глухого порицания его невозвращения в Россию. Тенденция эта, вскормленная двадцатыми—тридцатыми сталинскими годами, сильно обветшала к началу восьмидесятых, но Шаляпинская тема отнюдь не была модной в советской кинодокументалистике. И когда Сокуров, чьи первые фильмы, казалось, навсегда были похоронены на полках хранилищ, а каждая новая работа пресекалась в истоке, сделал «Элегию» — без денег, на сэкономленной пленке, на энтузиазме съемочной группы — Ленинградская студия документальных фильмов попыталась эту работу режиссера легализовать, но у нее ничего не вышло. На запрос дирекции Студии из высших киноинстанций был ответ: «Шаляпину ничего не прощено». Это было время, когда Шаляпин все еще не имел «высочайшего» прощения. Между тем, поводом к фильму стало перезахо ронение праха Шаляпина с Парижского кладбища Батиньоль на Ново—Девичье кладбище в Москве (вполне официозное мероприятие, приуроченное к юбилею советско—французских дипломатических отношений) и приезд на эту церемонию в Москву, а затем в Ленинград детей Шаляпина от второго брака.
14 марта, среда
Спаси и сохрани. (1989), 2 часа 50 мин.,
Автор сценария: Юрий Арабов
Оператор: Сергей Юриздицкий
«Спаси и сохрани» — своеобразная философская трагедия, где драма любви лишь форма проявления трагизма жизненного пути человека, вслепую идущего по земле от рождения к смерти. Сюжет фильма близок к притче о бремени страстей человеческих и роковых законов судьбы, существует вне исторического времени и конкретной национальной принадлежности, что подчеркнуто смелым художественным приемом — речью героини на смеси русского и французского языков без перевода«.
Мать и сын. (1996), 1 час 30 мин.
Автор сценария: Юрий Арабов
Оператор: Алексей Фeдоров
«Эта история рассказывает об идеальных человеческих отношениях — о любви и глубокой привязанности между матерью и сыном. Ни у нее, ни у него нет в этом мире больше никого, кто был бы так любим. Это почти физически осязаемая любовь, край, предел любви, за которым только и таится что—то настоящее. Кажется, что эти двое одни на всей земле — нет ни быта, ни суеты, нет вообще ничего лишнего, а есть только деревянный дом за городом, в котором тихо живут тяжело больная мать и любящий сын... В определенном смысле мать и сын — это как бы единое существо, погруженное в странный и прекрасный мир вечной природы, мир, в который человек то ли вообще еще не пришел и не успел ничего испортить, то ли уже очень давно ушел навсегда...»
15 марта, четверг
Альтовая соната. Дмитрий Шостакович. (1981), 1 часть, 1 час 30 мин.
Режиссеры: Семен Аранович, Александр Сокуров
Автор сценария: Борис Добродеев
Операторы: Юрий Александров, Юрий Лебедев
Фильм о гениальном композиторе Дмитрии Шостаковиче начал снимать кинорежиссер Семен Аранович. Сокуров был сначала привлечен к работе по монтажу фото и кинохроникального материала для картины. Но именно он стал разрабатывать структуру всей композиции фильма и определил его эмоциональный строй. Отбор и монтаж подлинных документов вывели фильм из границ биографического сюжета в контекст истории.
Скорбное бесчувствие.
Автор сценария: Юрий Арабов
Оператор: Сергей Юриздицкий
В названии этого фильма — диагноз психической болезни. Название пьесы Беонарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» — это формула—символ, найденная великим английским остроумцем для обозначения Европы перед первой мировой войной. Русский режиссер, распознал русские чеховские корни пьесы и виртуозно разработал их в своей насыщенной ассоциациями кинематографической композиции. Это был сгусток режиссерской фантазии и антология почти всех опробованных позднее приемов Сокурова. Здесь были: макет, дублирующий натуру, документальные кадры с деформацией изображения, маска самого Шоу и исполнители — непрофессионалы рядом со знаменитым грузинским артистом Рамазом Чхиквадзе.
16 марта, пятница
Восточная элегия. (1996), 45 мин.
Автор сценария: Александр Сокуров.
Оператор: Алексей Федоров.
«Восточная элегия» — первый опус «японского» видеоцикла, работа над которым продолжается. Жанр всего цикла условно можно отнести к документальному: только потому, что в нем снимались конкретные люди в привычных для себя условиях.
17 марта, суббота
Отец и сын (2003), 1 час 35 мин.
Автор сценария: Сергей Потепалов
Оператор: Александр Буров
История семьи.
На верхнем этаже под самой крышей старого дома живет маленькая семья — отец и сын.
Отец ушел из действующей армии, покинул свой любимый летный полк: поставил точку на военной карьере не по своей воле — так сложились обстоятельства. Он был участником боевых действий, а теперь, в начале зрелости, уволен в запас. Когда он был курсантом авиационного училища, в его жизни была первая и единственная любовь — девушка, которая стала его женой, родила ему сына и умерла молодой. Ему было тогда двадцать лет. Эта любовь осталась его сокровенным неповторимым счастьем.
Александра. (2007), 1 час 30 мин.
Автор сценария: Александр Сокуров
Оператор—постановщик: Александр Буров
Сокуров о фильме «Александра»
Наша новая картина сыграна в основном только актерами. Здесь меня интересует собственно характер. В этом фильме «коллекция» характеров. Влияние литературы, которое было и в прежних моих картинах, здесь многое определяет.
Вероятно, это связано с сюжетом, с темой. А может, дело в том, что я выступаю сам в качестве автора сценария. Эта картина в какой—то мере продолжает тему взаимоотношений между людьми разного пола и разного возраста, тему таких моих картин, как «Мать и сын», «Отец и сын», мотивы фильмов японской серии, где речь идет о впечатлениях от жизни уходящей — «Восточная элегия», «Смиренная жизнь», «Дольче».
В новой картине есть впечатления только сегодняшнего дня, люди, живущие сегодняшним настроением. Но при этом главный герой — персонаж лермонтовского типа. Немного фаталист, но не циничный, не ироничный, не жесткий, а трепетный человек. История превращения или выращивания мужского характера, это отчасти и толстовская традиция.
Молох. (1999), 1час 50 мин.
Автор сценария: Юрий Арабов
Операторы: Алексей Фeдоров, Анатолий Родионов
В фильме Александра Сокурова действие разворачивается в течение суток в призрачном и неприступном Доме, построенном на Горе для человека Власти — Власти уже совершившей жуткую, катастрофически разрушительную работу над миром и над самим человеком. У героев этой кинопритчи исторические имена, горько известные всему миру, — Адольф Гитлер, Ева Браун, Йозеф и Магда Геббельс, Мартин Борман и другие. И у Горы, как у всех персонажей, есть реальный прототип: гора Кельштайн в Альпах, где в 1939 году было возведено в стиле казенной романтики третьего рейха «гнездо» для фюрера — Кельштайнхауз.
18 марта, воскресенье
Телец, (2000), 2 часа 20 мин.
Автор сценария: Юрий Арабов
Оператор—постановщик: Александр Сокуров
Оператор: Анатолий Родионов
Фильм Сокурова — новая притча о пределе Власти. Реалии советского быта начала 20—х годов, легко узнаваемые приметы—маски реальных персонажей определенного этапа российской истории в этой картине не объект, но лишь фон повествования, условная среда разворачивающейся кинематографической новеллы. Больной Вождь, его Жена и Сестра, Врач, Охранники, будущий Восприемник власти — эти фигуры воспроизведены с документальной точностью и в то же время с вольной абстракцией художественного вымысла. Зеркало экрана как будто выворачивает наизнанку исторический антураж, приближает и укрупняет фрагменты частной жизни — жизни на исходе. Перед лицом болезни историческая личность оборачивается просто человеком, бессильным что—либо изменить не только в судьбе уже неподвластной ему страны, но и в судьбе своей обреченной нескладной семьи, да и в судьбе своей распадающейся личности.
Солнце. (2004), 1 час 50 мин.
Автор сценария: Юрий Арабов
Оператор—постановщик: Александр Сокуров
Оператор: Анатолий Родионов
Третий фильм Александра Сокурова о властителях ХХ века, определивших политический климат современного мира, посвящен императору Японии Хирохито (правил с 1926 по 1989).
Герои предыдущих картин из этого цикла — Гитлер и Ленин — подчинили борьбе за власть свою судьбу и судьбы своих народов.
Потомку божественной солнцеподобной монархической династии власть над Страной Восходящего Солнца была предназначена по праву рождения, хоть это и была власть символическая. А личностный выбор Императора ознаменовался в истории отказом от богоданной предопределенности своего статуса и от кровопролитной борьбы народа за национальный военный престиж — ради сохранения страны и ее будущего процветания. Император Хирохито был одной из немногих властных персон ХХ века, кто предпочел жизнь фетишу. Обстоятельства, при которых был сделан этот выбор летом 1945 года, после окончания второй мировой войны, легли в основу сюжета фильма.